21-я Неделя по Пятидесятнице, 1966 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Весь наш мир есть необъятная нива. Но что же растет на этой ниве? На ней растет и умножается то, что посеяно и окружено заботами и ухаживанием сеятелей. Что посеешь, то и пожнешь, — говорит мудрая народная пословица. Кто же здесь сеет? На этой ниве сеет Сам Господь наш Иисус Христос со Своими последователями (см. Лк. 8). Но на ней же сеет и противник Божий, диавол, со своими приспешниками (см. Мф. 13). Бог и Его верные слуги сеют чистейшую пшеницу — святую истину. Диавол со своими сообщниками сеет одни лишь плевелы — одну ложь и смуту. То, что сеет Христос, животворит и просвещает всех, питающихся этими семенами жизни; то, что сеет противник Божий (сатана), губит и повергает во тьму кромешную. Зачем же всемогущий Бог попускает, чтобы диавол сеял свои плевелы среди пшеницы?
На этот вопрос находим прекрасный ответ в одном из прологов (житий святых), где рассказывается такой случай. В одном монастыре иноков обуяли мирские страсти, в обитель вселился дух сомнения. Иноки стали приходить к настоятелю и требовали ответы на разные вопросы. Некоторые из них спрашивали: почему диавол не упразднен окончательно, зачем ему дана власть искушать людей и сеять между ними вражду и всякое нечестие, не лучше ли было бы для Царствия Божия, если бы не встречалось (не было) никаких препятствий к достижению его? Настоятель в горе не знал, что отвечать, что предпринять. Он молился непрестанно со слезами три дня и три ночи, чтобы Бог научил его, как поступить, чтобы вразумить и исправить братию. Получив от Бога внушение, он (настоятель) вывел иноков за ограду, привел их в заросшее крапивой и колючками место и сказал им: «Поищите здесь мое золото, которое я, проходя, обронил, нашедшему я отдам половину». Братия бросилась за золотом. Но скоро иноки возвратились к настоятелю и говорят: «Не можем искать золота, ибо здесь крапива и колючки. Позволь нам обуться (одеть обувь)». Иноки обулись и продолжили искать золото. Искали целый день, и так истоптали это место, что от крапивы и колючек и признаков не осталось. На другой день настоятель говорит инокам: «Мое золото вы, должно быть, втоптали в землю; надо ее вскопать и тщательно перетереть руками. И за такой труд отдаю вам все мое золото». Иноки принялись усердно за работу. Вскоре все это место было вскопано, и вся земля перетерта руками, так что она сделалась мягка, как пух. «Нет золота», — сказали с отчаянием иноки. «Есть!», — отвечал уверенно настоятель и повелел: «Принесите сюда борону и забороните это место».
Принесли борону и стали боронить, а настоятель сидел на бороне и незаметно сеял пшеницу. «Все-таки нет золота, — уже с укоризной говорили иноки, — труды наши пропали даром». Но скоро прошел дождь. Наступила теплая погода. Все засеянное место покрылось густою зеленью. Тогда настоятель сказал: «Это и есть золото, которые вы искали. Это — пшеница, которую мы в свое время соберем в житницу и которая для нашей обители, бедной и удаленной от мира, дороже золота». Когда же наступила пора жатвы и собрали обильный урожай, тогда настоятель спросил иноков: «Скажите, если бы не было крапивы и колючек, собрали бы мы здесь такую богатую жатву?»
Иноки давно уже сообразили, в чем дело, и отвечали: «Нет, конечно, не собрали бы. Потому что мы тогда не стали бы обуваться в сапоги и топтать, а потом и рыть землю; ибо на голой и гладкой земле было бы все видно без всяких поисков и трудов». Тогда настоятель сказал: «Так вот и в деле нашего спасения диавол, искушения и всякие препятствия — это и есть крапива и колючки, побуждающие нас изнуряться в искании золота — Царства Небесного. А, изощряясь, мы делаемся более совершенными, искусными, святыми и чистыми, а, стало быть, и достойными блаженного и вечного пребывания с Господом. Ибо все нечистое и недостойное не может наследовать Царства Небесного.
В настоящее время весь мир наш как бы покрылся крапивой и колючками. Кругом ереси, неверие, соблазны, искушения, ложь, обман и всякий грех... Одни плевелы и плевелы. Вот когда пришло время благоприятное (см. 2 Кор. 6, 2), чтобы топтать эти плевелы, распахивать и разрыхлять землю и сеять на ней чистую пшеницу, т. е. истинную православную веру. А как это делать? На это указывает нам притча Господня о сеятеле, слышанная нами сегодня в Евангелии. В первую очередь нам нужно самим подготовить и сделать почву своей души доброй для восприятия слова Божия, приносящей плоды веры — добрые дела. И тогда безбоязненно проповедовать о Боге, Спасителе нашем: словом, если мы к тому призваны, и примером нашей доброй, христианской, благочестивой жизни, которая обязательна для всех христиан, Да поможет в этом нам, грешным рабам Своим, Своей милостью Господь Бог по молитвам Своей Пречистой Матери и всех святых.
Аминь.