Проповеди на праздники:


2-я Неделя Великого поста, святителя Григория Паламы, 1966 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

В настоящую, вторую Неделю Великого поста по церковному уставу положено совершать память святителя Григория Паламы. Святой Григорий Палама жил в четырнадцатом веке по Рождеству Христову. Сначала он служил при царском дворе. Потом принял монашество и подвизался на Афоне, а впоследствии был архиепископом в городе Фессалоники.

Как истинный учитель православной веры он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих внутренним, духовным, благодатным светом, который иногда даже можно видеть и телесными очами. Как, например, святые апостолы на горе Фаворе во время преображения Спасителя видели Его в сиянии божественного света, так все израильтяне видели сияние лица пророка Моисея, когда он сошел с горы Синай, пробыв там 40 дней в посте и молитве. Сияние лица пророка Моисея было настолько сильно, что он должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его. Так лицо преподобного Серафима Саровского во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого просияло, как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно было тогда смотреть на лицо преподобного Серафима. 

Вот именно по этой причине, что святитель Григорий Палама в полноте раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого Поста.  

Подвиг поста только тогда становится ценным и подлинным, когда он обнаруживается или выражается в словах и делах. Плоды подвига поста и молитвы открываются лишь только там, где соблюдается закон евангельский, в основе которого лежит смирение. Святые постились и молились не для того, чтобы лицо их сияло. Пророк Моисей, как мы знаем из Священного Писания, даже и не знал, что лицо его стало сиять лучами.  

Именно потому и сияли лица святых от подвига поста и молитвы, что этот подвиг их был чужд тщеславия или какой-либо эгоистической выгоды.  

A если бы кто стал поститься и молиться с желанием достигнуть сияния лица или достигнуть какой-либо славы, то такое желание было бы свидетельством, что предпринятый им подвиг — ложный подвиг. He подвиг во славу Божию для приобщения к вечной жизни во Христе, а бесовское обольщение, служение страсти тщеславия.

Потому будем твердо помнить, что пост и молитва без смирения бесполезны. Ибо если мы будем воздерживаться от пищи, т. е. поститься только постом телесным, а нe духовным, будем гневаться, сердиться, раздражаться, обижаться, сеять раздоры и проч.,  то тогда будем только вредить своей душе и позорить святой пост. 

Итак, будем, возлюбленные братья и сестры, в настоящии дни Святой Четыредесятницы поститься постом, какому поучает нас Святая Церковь, с великим смирением и страхом Божиим, и тогда такой пост будет истинным постом, благоприятным и спасительным для нас.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх