2-я Неделя Великого поста, 1963 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, во 2-е воскресенье Великого поста, Святая Церковь для нашего назидания дает нам из Евангелия высокий образец веры.
Четыре человека, движимые твердой верой в божественную силу Христа, принесли к нему больного-расслабленного. Высокую веру свою они проявили тем, что когда они не могли пройти в дом, где был Христос, из-за множества народа, то это их нисколько не остановило. Они взобрались на крышу, разобрали кровлю и в образовавшееся отверстие опустили больного к ногам Спасителя. И Господь, видя такую веру принесших больного, прощает грехи больному и исцеляет его от болезни.
Такова сила веры!
Именно к такой твердой, действенной, живой вере и призывает нас Святая Церковь. Святая Церковь призывает нас в первую очередь веровать в Сына Божия, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Затем и в Его искупительную крестную жертву за нас, в которой Он дает нам для восстановления падшего естества нашего, спасения и вечной жизни Свое пречистое тело и пречистую кровь Свою, т. е. веровать в Таинство Святого Причащения. Как это и выражено в молитве перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя».
В «Точном изложении православной веры» Христовой Церкви сказано о Таинстве Святого Причащения: «Хлеб и вино суть не образы тела и крови Христовой, — да не будет, — но самое обоженое (божественное) тело Господа, ибо Сам Господь сказал: сие есть тело Мое, а не образ тела; сия есть кровь Моя, а нe образ крови».
Неоднократно Господь являл знамения для вразумления неверующих. Так вот, приведем пример из жития святителя Григория Двоеслова, папы Римского, который составил чин литургии Преждеосвященных Даров.
Однажды, когда святитель Григорий совершал литургию, одна знатная римская женщина, принесшая просфоры для совершения литургии, приступила к принятию Святого Причащения. Когда же святитель Григорий стал подавать ей Святое Причастие со словами: «Преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», эта женщина усмехнулась. Видя смех ее, святитель удержал свою руку и спросил женщину: «Почему ты рассмеялась?» Она ответила: «Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь телом Христовым, который я испекла своими руками». Святитель Григорий с усердием вознес молитву к Богу о неверии этой женщины, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного тела человеческого. Это чудо увидела не только эта женщина, но и все присутствовавшие в храме, и все в великой духовной радости прославили Христа Бога. А женщина эта в великом страхе, с плачем и рыданием упала на пол перед Святыми Дарами. Тогда святитель снова помолился, и вид тела человеческого претворился в вид хлеба. С небывалым благоговением и страхом эта женщина приняла хлеб, как истинное тело Христово, и вино, как истинную кровь Христа.
Приведем еще один исторический пример, о котором свидетельствует историк Созомен (в 8-м томе, в 5-й главе): «Когда святой Иоанн Златоуст совершал литургию и причащал Святых Христовых Таин, подошла к нему женщина, зараженная ересью македонства. Ересь Македония отвергала Божество Третьего Лица Пресвятой Троицы - Духа Святого (эта ересь была опровергнута на 2-м Вселенском Соборе). И как только она приняла частицу тела Христова, то мгновенно эта частица тела Христова, прежде чем она успела ее проглотить, превратилась в камень. Женщина пришла в ужас и перед всем народом рассказала о случившемся, показывая сам камень, искренне покаялась в своей ереси и неверии и всей душой обратилась к Православию.»
Можно было бы привести еще много примеров подобных знамений Божиих в удостоверение истинности Святого Причащения‚ но в нашей краткой беседе достаточно и этих двух примеров.
Ho если в душе нашей все же возникнет вопрос, почему же Бог скрывает от нас вид тела и крови в Таинстве Святого Причащения, святые богоносные отцы Церкви поясняют: «Естество человеческое отвращается от употребления сырого мяса, и крови нe может без отвращения пить». Потому Бог в Таинстве Причащения прикрывает тело видом хлеба‚ а кровь — видом вина.
А кроме того мы должны подумать и рассудить, следует ли нам желать видеть во Святом Причащении знамение тела и крови. Ведь такое видение Господь попускает большей частью для неверующих, а нам, верующим в несомненную святость Таинства Святого Причащения, желание подобного видения излишне и весьма греховно.
Поэтому правила Церкви Христовой повелевают следующее: «Если бы кому из священников литургисающих хлеб представился в виде тела, а вино в виде крови, то такой священник не должен приобщаться, но должен повергнуться в смирении духа перед вездесущим Богом‚ винить себя в маловерии и просить Господа, да явит Он ему Таинство Причащения в обыкновенном виде, в каком оное преподается истинным верующим христианам».
Итак, возлюбленные братья и сестры, со страхом Божиим, верой и любовью будем причащаться Святых Христовых Таин, чтобы принимать их не в суд и осуждение, но во исцеление души и тела, в помощь небесную и в жизнь вечную.
Аминь.