Проповеди на праздники:


19-я Неделя по Пятидесятнице, 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Такое наставление Бога нашего и Спасителя слышали мы сегодня за божественной литургией в этом св. храме.

И дай Бог, чтобы эти божественные слова оставили в душе нашей след, чтобы душа наша не осталась каменистой почвой, а была бы почвой доброй для семени слова Божия.  

Но беда вся в том, что мы считаем совершенно невозможным любить врагов своих, и потому у нас нет желания даже подумать об этом. Подумать о том, как можно приступить к исполнению этой великой божественной заповеди. А между тем слово Божие учит, как приступать к исполнению этой заповеди. Господь говорит: «Не судите!»  

Апостол Иаков запрещает клеветать. Апостол Иоанн, апостол Иуда, апостол Павел строго запрещают осуждение. Но, несмотря на строгое запрещение слова Божия осуждать ближних, осуждение весьма распространено среди людей и поныне. Хотя принимает в иных кругах более утонченные, лукавые формы: прикрывают осуждение то похвалами осуждаемому, то ненужным снисхождением, то притворным сожалением. Но все же осуждают, преувеличивают, осмеивают, уничижают. Притом при каждом осуждении мы делаем страшную ошибку, потому что мы берем проступок и на основании его делаем заключение о личности, его совершившей. Тогда как следует делать наоборот: от состояния личности в минуту совершения проступка делать заключение о преступности совершенного. Грех не есть величина независимая от состояния согрешающего, ибо даже на суде человеческом поступок измеряется обстоятельствами, предварявшими и сопровождавшими его совершение. Принимается во внимание даже состояние виновного после совершения проступка, т. е. раскаивается он или упорствует.  

Но когда мы начинаем осуждать, то для нас тогда грех есть нечто твердое и установившееся, без всякого отношения к личности согрешающего. И от этой величины греха мы делаем смелый вывод о качестве личности. Поэтому осуждающий всегда виновен против 9-й заповеди, т. к. дает свидетельство ложное, за истинность которого он не может ручаться. Как по одному листу, сорванному в лесу, нельзя делать заключение о величине и качестве целого леса, так и по проступку нельзя судить о человеке. «Нет праведника без греха, нет и грешника без добра», — говорит св. Иоанн Златоуст. Ведь нам должно быть совестно перед мудрым языческим императором Титом Веспасианом, который из глубины веков обличает нас. Он поступал так. Когда кто-нибудь дурно о нем отзывался, он говорил, что если слухи ложны, то он выше их, а если справедливы, то ему больше причин сердиться на себя самого, чем на того, кто их распускает. У блаженного Августина на обеденном столе была надпись: «Кто любит в разговорах затрагивать доброе имя отсутствующих, пусть тот знает, что доступ к этому столу ему воспрещен. Здесь не злословят». И если человек, даже чтимый самим Августином, забывал этот совет, Августин говорил: «Или мы сотрем эту надпись, или я выйду отсюда». А добрый греческий император Феодосий приказал, чтобы не называли ему никого, кто худо о нем говорит, «ибо — объяснял он, — кто говорит легкомысленно, достоин смеха; кто говорит по злобе, заслуживает снисхождения; кто говорит в гневе, достоин сострадания; а кто говорит правду, тому я должен быть благодарен за это».  

Ныне празднуемый святой нашей Православной Русской Церкви, преподобный Сергий Радонежский, является величайшем образцом кротости, смирения и неосуждения. Будем же молиться, чтобы он избавил нас от греха осуждения.  

Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх