Слово на Божественной Литургии в праздник образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». 1926 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк 11, 28).
Одна женщина, восхищённая дивными проповедями Господа Иисуса Христа, ублажила Его Матерь словами: «Блаженно чрево, носившее Тя». А Христос в ответ на это указал, что величие Богоматери не в том, что она носила во чреве Господа, а в том, что Она слушала слово Божие и была хранительницей его в Своей жизни. Это событие церковь старается как бы закрепить в нашей памяти, делая его предметом содержания литургийного Евангелия каждый Богородичный праздник. Несомненно, с той целью, чтобы и мы приобрели блаженство слышащих слово Божие и хранящих его. Чтобы достигнуть этого блаженства нужно, прежде всего, слушать слово Божие. Это требование тем более естественно, что в жизни нет ничего более ценного, более нужного, более достойного внимания, чем слово Божие. Чьему голосу, как ни Божию, внимать, чью волю, как, ни Божию, класть в основу своей жизни? Бог есть единственный и подлинный Хозяин и Вседержитель мира. Вся тварь, в том числе и человек, Им создана, Им одним и живет, и движется, и существует (Деян 17, 28). Он заботится о самой ничтожной пылинке мира. Ни один волос без воли Его не упадет с головы человека. Это есть Его воля, и она блага и совершенна. Если так, то мы все должны превратиться в слух, не уставая, мы должны использовать все возможности для того, чтобы узнать Его святую волю. Должны поучаться в законе Господнем день и ночь (Пс 1, 2).
Открыта ли в мире возможность узнавать волю Божию о нас? У кого и где мы можем научиться этому? Лишь бы захотел человек, а возможности к этому громадные, неисчерпаемые.
Во-первых, о Боге нам всегда проповедовала и проповедует природа. Это дивная книга о Боге, она проповедует и грамотным, и неграмотным. Говорит на всех языках и наречиях мира. Небеса, говорит Псалмопевец, проповедуют славу Божию (Пс 18, 2). О делах рук Его возвещает твердъ. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс 18, 2-4). Господь как бы поручил природе быть учительницей нашей о Боге. Он указывал на птиц небесных, и на прекрасные лилии, и на виноградник, на поле во время сеяния и жатвы, на смоковницу, зерно горчичное, на дерево и ветки, на пшеницу и плевела, на овцу заблудшую, на рыбу, попадающую в сеть, на город, стоящий вверху горы. И побуждал нас учиться у природы. От смоковницы возьмите подобие (Мф 24, 32), смотрите на птиц небесных (Мф 6, 26) и т.д. И мы можем при внимательном отношении много узнать о Боге из рассматривания явлений природы.
О Боге нам говорит наша душа, которая в образе и подобии Божием отразила Бога. О Боге говорит у нас голос совести, о Боге говорит история народа, история каждого отдельного человека.
Но Господу угодно было, чтобы посредством слова не умолкала в мире проповедь о Нём. И с древних времён доныне неумолкаемо проповедуется слово Божие вслух людям. Бог многократно и многообразно говоривший отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил (Евр I, 1).
В дохристианские времена о Боге и Его Сыне говорили пророки. Когда исполнилась полнота времен, вышел на поле :жизни великий Сеятель - Господь Иисус Христос - с целью открыть имя Божие человекам. Когда Он совершил дело Своё и вознёсся от земли, передал обязанности учительства Своим ученикам - святым Апостолам, и они проповедаше всюду (Мр 16, 2). Святые Апостолы передали эту обязанность своим преемникам- пастырям и учителям истинной Церкви Христовой. Они до сих пор оглашают мир словом Христовой истины. И проповедь истины не замолкала никогда. И не замолкнет, пока стоит мир. Всё, что говорили пророки и Иисус Христос, святые Апостолы, собрано и записано в великую книгу, носящую название Библия или Книга Священного Писания. Эта книга, как великое завещание Божие, дана в распоряжение человечества. Всякий желающий может читать эту книгу, содержащую глаголы жизни вечной.
Но на земле есть места, которые могут быть названы преимущественно училищами веры и благочестия. Это святые храмы Святой Православной Христовой Церкви, в них раздаётся проповедь о Христе. В одних реже, в других чаще, в иных постоянно. Но даже если и нет в этих храмах проповеди о Христе в форме живого слова пастыря-проповедника, само богослужение православное есть красноречивое проповедование о Христе. Чтения Евангельские, чтение из книг Ветхого завета, какими изобилует богослужение, одни могут много дать внимательно слушающим. Но, кроме этого, любое молитвословие и песнопение, между прочим, служит этой цели. Одни из них буквально заимствованы из Слова Божия, как «Благослови душе моя Господа», «Блажен муж», «Ныне отпущаеши»,· «Отче наш», «Величит душа моя Господа». Другие представляют собой творения богомудрых светильников Церкви, составленные на основании того же слова Божия. Вообще же наше православное христианское богослужение буквально насыщено словом Божиим. Итак, возможность слушания слова Божия громадна, безгранична. Дело лишь за нами. Нужно желание, а удовлетворение обеспечено с лихвою. Блаженство слушающих слово Божие всецело в наших руках. Превратимся же в слух и будем слушать слово Божие.
Но таким путем мы исполним только одну половину дела. Слушать, обогащать свой ум знаниями и оставлять эти знания мертвым капиталом не только бесполезно, но и вредно. Раб, знавший волю Господина и не сотворивший, бит будет много. Не слушатели закона оправдаются, а исполнители. Блажен не только слушающий слово Божие, но и исполняющий. Значит, вторая половина нашей обязанности - исполнять волю Божию, проводить в жизнь слово Божие.
Есть большие трудности, которые заключаются в полной перестройке нашей жизни. Мир должен потускнеть в наших глазах, отодвинуться на задний план, а впереди должно быть Небо, Царство Божие и Его Правда. Трудно это, но что хорошее даётся без труда. Только труд - ручательство хорошего проведения земной жизни. И мы трудимся, и часто, не замечая труда, увлекаемся, не щадим своих сил. Если так мы делаем наши земные дела, то почему вопрос о трудности встает тогда, когда предстоит работать для жизни вечной, для Неба? Если для временного, земного благосостояния мы не щадим здоровья и сил, в чрезмерном напряжении вытягиваем свои жилы, то неужели мы не приложим такого же, уж не скажу больше, труда для постоянной нашей жизни в обителях Небесного Отца?
О, сколь прекрасна жизнь в этих обителях. Нам и на ум не всходило, и глаза не видели, и уши не слышали, что уготовал Бог любящим Его (см. 1 Kop 2, 9). Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил, - поёт Псалмопевец (Пс 83, 2). Разве жаль труда для достижения такого блаженства?
Святые мученики с радостью отдавали своё тело на муки и смерть за эту неизреченную благость. Отдадим и мы, братие, земные наши интересы в жертву интересам жизни вечной, молитвами Матери Божией, Радости всех скорбящих. Да поможет Господь всем нам получить блаженство слышащих слово Божие и хранящих е.
Аминь.