Проповедь в праздник Преображения Господня в Соловецком монастыре. 2014 г.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Матушки игумении, досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области!
Хотел бы всех вас сердечно поздравить с престольным праздником главного храма Соловецкой обители — праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду церковных торжеств, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, имеющее прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние всего человеческого общества.
Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1:16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1:10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр и называет себя очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор, сказав: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5; 2 Пет. 1:17).
Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма часто были разного рода философские хитросплетения, ведь это была эпоха античности, эпоха многобожия или так называемого религиозного плюрализма ― верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, которое апостол и называет хитросплетенными баснями. Но проповедь апостолов была проповедью очевидцев явления силы и славы Божией, почему Церковь и хранит так бережно их свидетельство.
Мы знаем, как важно свидетельство очевидцев в любом деле, особенно таком, которое рассматривают следственные органы. Без свидетельских показаний не может быть вынесен приговор; свидетельства очевидцев есть самое сильное доказательство. И как же мы должны быть уверены в правоте своей веры, в правоте Евангелия, если в его основе лежат не человеческие хитросплетения, пусть даже очень возвышенные, но все же исходящие от ума человеческого, а свидетельства очевидцев! Именно на этом апостольском свидетельстве и основывается вся вера Церкви. И каждый архиерей Божий, принимая на себя апостольское служение, призван продолжить это свидетельство очевидцев через проповедь, через молитву, через пример собственной жизни.
Итак, апостол Петр повествует нам о событии Преображения. Человеческая природа Спасителя ничем не отличалась от природы других людей, а потому все окружающие, включая апостолов, относились к Господу и Спасителю как к человеку — несомненно, одаренному дарами свыше, но все же человеку. И вот на горе Фавор происходит, силой благодати Божией, преображение человеческой природы Спасителя, и голос был от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Апостолы пали ниц, сраженные потрясающим видением преобразившегося на их глазах Иисуса, с Которым они ходили по пыльным дорогам Палестины, Который так же, как они, испытывал жажду и холод, Который был настолько смиренен, что не отвечал на человеческие обиды. И вдруг на этой горе происходит чудо Преображения: Иисус из Назарета предстает Сыном Божиим в блистающей, как снег, одежде.
Мы часто используем слово «преображение», но употреблять его следует очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением — подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.
Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению — прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт ― происходит не преображение, а духовный регресс.
А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, чтО есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.
Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но, если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.
Примером такой устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие серьезные требования предъявляются к монастырям — как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. И каждый, кто переступает порог обители, с тем чтобы присоединиться к монашеской общине, должен помнить: он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно содействовать построению такой общинной жизни, которая устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения.
Я хотел бы всех вас, мои дорогие, сердечно поздравить с сегодняшним праздником, особенно братию обители во главе с отцом архимандритом. Хотел бы поблагодарить вас за дары, которые мне были преподнесены. Со своей стороны хотел бы передать в дар монастырю образ святого, которого я лично очень почитаю. Преподобный Серафим Вырицкий ― замечательный угодник Божий, практически наш современник. Он жил в Петербурге, был состоятельным человеком, купцом, но в какой-то момент оставил все и ушел в Александро-Невскую лавру, предварительно приняв постриг в Сергиевом Посаде. Он стал духовником лаврской братии и сподобился получить великие дары от Господа. К нему приходили тысячи и тысячи людей и получали не только утешение, но и помощь. Среди тех, кто приходил к преподобному, были и мои родители, которые в тяжелый и ответственный момент своей жизни испросили у него совета и, последовав ему (хотя с человеческой точки зрения это было совсем не просто), обрели счастье, радость и мир в семье через рождение одного из своих чад. Поэтому я храню в памяти своей образ преподобного Серафима, которого в домашних молитвах долгое время поминал как иеросхимонаха, а после его прославления в лике святых молюсь ему каждый день, ибо знаю, какой огромной духовной силой предстательства пред Господом обладает этот преподобный отец. Пусть его образ пребывает в вашей обители и помогает обретать духовное утешение, мир и покой в сердце всем притекающим к нему с молитвой. А архимандриту Порфирию в благодарность за его труды хотел бы преподнести юбилейный крест, который был изготовлен в связи с празднованием 700-летия со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского.
Всех вас поздравляю с праздником!
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3706891.html