18-я Неделя по Пятидесятнице, 1957 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Труд назначен от Бога всем людям, как неизбежное средство к жизни: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из который ты взят, ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), — таков божественный приговор, изреченный всем людям в лице прародителя. Без труда нельзя прожить: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2. Фес. 3, 10), — говорит апостол. Кому из нас неизвестно, что труд приятен и даже сладостен бывает только тогда, когда он нам по силам и особенно, когда увенчивается жизненным успехом. Но как тягостен и мучителен труд безуспешный, неудачный. Что же делать человеку, чтобы укрепляться Духом при безуспешности трудов, не впасть в уныние, не изменить честности и добродетели?
Нынешнее Евангелие, повествующее о безуспешном труде по ловле рыбы галилейскими рыбаками — будущими апостолами, — дает нам спасительное руководство, как должно поступать при безуспешности наших трудов. Пример апостолов показывает, что мы не должны ослабевать в продолжение труда, несмотря на его неоднократную или продолжительную безуспешность.
Целую ночь апостолы трудились, не один раз закидывали сети, и ничего не поймали. Но вот, по слову Христа, они решились еще раз закинуть сети, даже днем, когда труднее ловится рыба. И что же? Божие благословение увенчало их труд таким неожиданным успехом, что все пришли в изумление от множества пойманных рыб.
Так и каждый из нас не должен терять надежды на благоприятный оборот дела при самых продолжительных неудачах. И не будем думать, что безуспешность наших трудов есть дело случайное и незаслуженное нами. Ведь чтобы умеючи и правильно вести дело, нужны опытность, усердие и аккуратность. А эти качества приобретаются не вдруг, но после терпеливого и продолжительного изучения дела. Так вот, апостолы после продолжавшейся всю ночь безуспешной работы не сидели сложа руки, но готовились к новым трудам — мыли и починяли сети.
Затем, кроме собственного усердия и ревности в труде, необходима для успеха дел наших посторонняя братская помощь. Причем христианская взаимопомощь не должна ограничиваться только кругом родства, знакомства, дружбы и приязни. Если только кругом родства и приязни мы будем проявлять свою деятельную любовь, то мы мало чем будем отличаться от язычников (см. Мф. 5, 46-47). Христиане должны оказывать помощь всем нуждающимся, без различия, ближним и дальним, даже и врагам своим. Еще в Ветхом Завете предписано было: если увидишь осла врага твоего упавшим под ношей своей, то не проходи мимо, но подними его с ним (Исх. 23, 5). Тем более мы по новозаветному закону христианскому должны оказывать бескорыстную помощь и не проходить мимо тех, которые находятся в затруднительном положении.
К сожалению, в наше время, когда люди большей частью думают и заботятся только о личных выгодах и удобствах жизни, ничто так не требует настойчивого напоминания, как исполнение долга нашего в отношении к ближним. Ибо без дел милосердия даже подвиги молитвы, поста и воздержания мало имеют цены в очах Божиих.
Вот какой один пример относительно этого проводится в отеческих сказаниях. Один благочестивый игумен монастыря непрестанно молился, чтобы Господь не разлучил его от братии и в будущей, вечной жизни, а удостоил бы их вместе с ним райской жизни. Господь открыл ему волю Свою следующим образом. Однажды в соседней обители был праздник, и игумен с братией был приглашен на трапезу. Сначала игумен хотел послать только братию, а сам не пойти. Но Господь сказал ему, явившись во сне: «Иди, только пошли вперед учеников своих». Когда в день праздника братия пошли на обед в соседнюю обитель, то на пути они увидели лежащего человека, всего израненного и едва переводящего дыхание. Остановившись, они спросили этого человека, что с ним случилось. Несчастный с трудом им мог объяснить, что на него напал дикий зверь и истерзал его, и вот теперь он не может подняться. Иноки постояли около него и сказали: «Мы, как видишь, пешии, и нам тяжело тебя нести», и пошли дальше. Вскоре на это место пришел и игумен. Он остановился около страдальца, с огорчением узнал, что проходившие братия отказались оказать ему помощь. «Можешь ли ты потихоньку идти за мной?», — спросил игумен. «Не могу», — со вздохом отвечал израненный. «Тогда садись мне на плечи, — сказал игумен, — и я с Божией помощью донесу тебя». Сколько израненный ни отказывался, сколько ни просил, чтобы игумен лучше сходил в селения и оттуда кого-нибудь послал бы за ним, но благочестивый игумен, невзирая ни на что, взял его на руки и понес. Сначала игумен чувствовал обыкновенную тяжесть человека, и ему было тяжело. Но чем дальше он шел, тем ему становилось все легче и легче, а затем игумен и совсем перестал ощущать на себе всякую тяжесть. Игумен был в недоумении и не знал, что о том и думать, как вдруг не стало у него на плечах израненного, а свыше он услышал голос: «Ты всегда молишься о своих учениках, чтобы они пошли вместе с тобой в Царство Небесное, но дела их другие, нежели твои. Итак, научи и вразуми их последовать тебе, иначе они не достигнут Царства Небесного».
Приведенный пример да научит нас, братья и сестры, более всего преуспевать в делах милосердия и любви Христовой, помня, что эти дела только и могут свидетельствовать о силе и искренности нашего благочестия и любви к Богу.
Аминь.