Проповеди на праздники:


17-я Неделя по Пятидесятнице (об исцелении дочери хананеянки)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Однажды, как мы слышали сегодня в Евангелии, Иисус Христос, желая отдохнуть, покинул пределы иудейской земли и пришел в языческие страны Тирские и Сидонские. Но слава о Его чудесах проникла даже и до этих древних финикийских городов.  

Едва Спаситель вступил в их окрестности, оказалось, что Ему нельзя было скрыть Себя и там. Одна женщина стала неотступно просить Его исцелить ее больную беснующуюся дочь. Женщина эта была по происхождению хананеянка и сиро-финикиянка, по положению римская подданная, по образованию и языку гречанка. Казалось бы, что Спаситель сразу ответит на ее просьбу, тем более, что, исполняя ее просьбу, Он символически представил бы распространение Царства Божия на три величайшие ветви языческого мира. Но Спаситель «не отвечал ей ни слова». Ни при каком другом случае не сообщается о подобной видимой холодности со стороны Спасителя. Больше того, из уст Спасителя, Который всегда отвечал на мольбу просящего только милосердием, мы слышим холодный ответ: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Даже апостолы, еще подверженные иудейским предрассудкам, и то недоумевали. Но если бы они могли взглянуть в сердце Спасителя, то они увидели бы какой радостью, каким ликованием горело оно. Ибо Господь видел, как душа этой женщины полна редкостной и исключительной надежды и упования на Бога, которая может видеть милосердие и принятие просьбы даже в видимом отвержении ее. Господь давал в ней пример, или вернее высший образец смирения для всех последующих поколений во все грядущие века. Английский ученый, писатель-богослов Фаррар говорит об этой великой женщине так: «Все снега ее родных Ливанских гор не могли бы затушить того огня любви, который пылал на алтаре ее сердца, и быстро, как эхо, последовал от нее славный и бессмертный ответ: “Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Испытание окончилось, и Господь с великой радостью сказал: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». С обычной красотой и живописностью у евангелиста Марка заканчивается это повествование трогательными словами: «И пришедши в свой дом, она нашла что бес вышел, и дочь лежит на постели».  

Из примера великой жены хананейской познаем, братья и сестры, и мы великую силу смирения. Кто о себе не много думает, не придает особой цены своим достоинством, преимуществам и заслугам, не полагается на свои силы, связи и преимущества, но полагается больше всего на Бога, тот есть истинный христианин.  

Сам Господь сказал: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Кто привык к возвеличиванию себя в жизни, тот тесным ощутит себя у узких врат Царства Небесного. И всемирному поэту и величайшему композитору, равно как и самому ординарному человеку, придется ответить на очень простой вопрос: смирял ли себя и чем жертвовал для других, т. е. любил ли по-настоящему, и никакие тома сочинений, хотя бы и богословских, и никакие дела, совершенные без смирения и любви Христовой, не спасут того, кто не даст удовлетворительного ответа. Только делами веры и любви Христовой спасаются христиане. Чтобы уметь верить и любить, надо научиться смирять себя. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Так за каждым Богослужением напоминает нам Св. Церковь.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх