Проповеди на праздники:


17-я Неделя по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). Эти слова Самого Господа приводит в своем послании к Коринфянам св. ап. Павел, которые мы слышали сегодня в апостольском чтении. И наше чувство к Богу должно быть чувством детей к живому и близкому Отцу, Который везде невидимо пребывает, слышит каждое наше слово и видит каждый наш шаг. Господь проявляет высшую заботу о каждом из нас. У нас все от Бога, и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — и всё дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Господь никогда не утомляется выслушивать нас. Так как молитва есть общение наше с Богом, нашим Творцом и Создателем, то она для нас необходима как воздух и пища.  

Каждый человек в глубине своей души по своей природе имеет нужду молиться, верить, искать и любить Бога. Особенно в минуты сильной встряски, например, в опасности, человек имеет особенную потребность молиться. Сердце же наше бессознательно ищет опоры вне человеческих сил души, и не только в минуты опасности, но и в минуты ответственности, если эта ответственность кажется нам свыше наших сил. Молитва есть прирожденная потребность нашей души. Никакие преграды не могут помешать проявлению молитвы в людях. Вот примеры из жизни. Будда, основатель буддийской религии, живший за 500 с лишним лет до Рождества Христова, не признавал Верховного Божества. Прошло несколько сот лет, последователи его самого Будду произвели в верховное божество, и ему молятся.  

Древний китайский мудрец, также живший за 500-600 лет до Рождества Христова, Конфуций говорил, что существует нечто непознаваемое, но о нем еще нельзя сказать, что это Бог. Поэтому Конфуций учил своих последователей, как можно меньше иметь дело с тем, что у людей называется богами. Но прошло 2.000 лет, и вот ныне целые сотни миллионов китайцев уже считают Богом самого Конфуция. Древний историк Плутарх, живший за 150 лет до Рождества Христова, который много в своей жизни путешествовал, много видел разных стран и народов, говорит: «Обойдите все страны, вы можете найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монет, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором бы не возносились молитвы, не кланялись бы именем божества». И теперь, когда ученым известны все без исключения народы, эта истина бесспорна. Потому, если кому кажется, что он не имеет в себе потребности молиться, то это значит, что такой человек убивает или уже убил в себе главное качество человеческий души. Такой человек удаляется от Бога, ибо прекращает общение с Богом и неминуемо подпадает, незаметно для себя, под власть темной силы.  

Весьма назидательный пример дает нам следующий случай из современной жизни. В конце прошлого столетия в штате Вирджиния жил известный судья, который имел у себя слугу, негра Гарри, служившего у него кучером. В пути они часто беседовали между собой. Гарри был простодушный христианин, и он не упускал случая завести разговор о вере Христовой. Однажды он сказал господину, что он часто подвергается искушениям и нападениям от диавола. Усмехнулся хозяин и сказал: «Так много с тобой занимается диавол, хотя и молишься, как набожный человек. Почему же он меня оставляет в покое, хотя у меня мало охоты заниматься набожными упражнениями? Объясни-ка мне это!» Задумался простодушный негр. «Уверены ли вы, — спросил он, — что враг не причиняет вам никакого насилия?» «Совершенно это знаю. Поэтому даже не признаю его существования», — ответил судья. «Ну, а мне он порядочное беспокойство причиняет», — сказал Гарри. Через несколько дней судья по окончании своих дел возвращался домой. Заметив в одной речке диких уток, он решил поохотиться за ними. Зарядив ружье дробью, он выстрелил, двух уток убил, а нескольких только ранил. Отбросив ружье и оставив без внимания убитых уток, судья поспешил поймать или добить раненых. Кучер Гарри в это время сидел на козлах, сдерживая лошадей и наблюдая за охотой. Когда судья со всей своей добычей уселся в коляску, Гарри повернулся к нему и сказал: «Вот, сударь, когда вы хлопотали в воде над ранеными утками, мне блеснула мысль, почему диавол беспокоит меня, а вас не трогает. Вы похожи на убитых уток, охотник знает, что они не ускользнут от него, поэтому их он оставляет в покое. Я — подстреленная птица и стараюсь убежать от охотника. Поэтому он за мной гоняется, стараясь уловить меня. Если враг мне обломает крылья и уверится, что я не улечу от него, тогда и со мной он станет так же мало заниматься, как с вами. Даром трудиться он не любит».  

Эта простодушная речь заставила глубоко призадуматься ученого человека. Он припомнил многие обстоятельства своей жизни и убедился, что слуга его близок к истине. Он уселся за Библию и стал читать эту вечную книту с иными чувствами, чем прежде. Так, слова поучают, а примеры назидают.  

Подумаем же и мы о себе, братья и сестры, убили ли мы в себе это главное свойство души — общение с Богом, или еще только ранены? Поэтому не смущайтесь, если вам трудно молиться, это враг мешает, но побеждайте его помощью Божией. И будем всегда помнить слова великого подвижника духа последнего времени, преп. Серафима Саровского, который говорит: «Молитва есть путь к Господу, она есть непобедимая победа».  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх