Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом монастыре 17 марта 2015 г.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник архимандрит Алексий! Братия монастыря, дорогие братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с большим праздником для города Москвы и для всей нашей Церкви — с памятью святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, основателя первого в Москве Даниловского монастыря.
Святой благоверный князь не относился к числу выдающихся государственных деятелей. Он не стоит в ряду с Александром Невским или Дмитрием Донским, с прочими выдающимися государственными деятелями, в том числе и прославленными в лике святых. Но память о преподобном и благоверном князе Данииле бережно сохраняется в Церкви и особенно здесь, в этой святой обители.
Когда мы задумываемся о том, почему же князь Даниил был причислен к лику святых, почему он, один из многих удельных князей Руси XIII-XIV веков, был прославлен, то ответ мы находим в его житии. Он не был великим полководцем, не был могучим правителем, покорявшим окружавшие его княжества, он был князем, который только в крайних случаях прибегал к силе. А XIII век и начало века XIV-го — это, наверное, самое страшное время в истории Руси, время междоусобных браней, когда брат восставал на брата, когда стало нормой убивать родственника своего и вверенный ему народ притеснять только для того, чтобы расширить свое могущество еще на одно удельное княжество. И, конечно, всем этим пользовались те, кто были в то время реальными правителями Руси — ордынские ханы, которые через эту междоусобицу умно и хитро управляя Русью, удерживали ее в подчинении.
Наверное, не столько мудростью и силой разума, сколько силой своего благочестивого сердца, своей верностью Христу и Его Евангелию воспринял святой благоверный князь Даниил ту простую истину, что когда один убивает другого, будь то князь или обычный человек, когда один приносит ущерб другому, руководствуясь исключительно своим личным целеполаганием, своим личным пониманием блага, то это все становится страшным грехом. И еще раз скажу: может быть, не столько даже своим опытом и знаниями, сколь благочестивым сердцем уразумел князь Даниил, что нельзя обижать других силой.
Его правление было удивительно мирным. Конечно, и в его правлении всякое случалось. Эпоха была такая — если совсем вложить меч в ножны, то и Московского княжества бы не было. Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московское княжество.
Это означает, что достигать целей возможно не только силой оружия, но той силой, которая у большинства людей и силой не считается — кротостью, смирением, спокойствием, верой. Следуя заповедям Божиим, мы не только способны решать свои внутренние, семейные, личные проблемы — мы можем решать и проблемы государственные, общечеловеческие, потому что у Божественных заповедей нет ограничения в пространстве — они вселенские, они универсальные. И если бы весь мир жил по этим заповедям, то не было бы войн, междоусобиц, не было бы борьбы за сиюминутные интересы, не было бы стремления, нанося ущерб другому человеку, созидать свое собственное благополучие.
Поэтому святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский является примером для правителей, для тех, кто во власти. Но поскольку власть присутствует во всей вертикали человеческой жизни, и практически у каждого человека есть над кем-то хоть небольшая власть, то если принципы, которые исповедовал святой благоверный князь Даниил, и мы будем исповедовать и осуществлять в своей жизни, то она будет становиться светлее и чище. И, что самое главное, из этой жизни будет вытесняться грех.
Поэтому житие святого Даниила Московского является великим примером. И как замечательно, что в этом первом по времени построенном его заботами московском монастыре хранятся не только многоцелебные мощи святого, но и хранится память о великом правителе Москвы — благоверном князе Данииле, который в жизни своей и в служении своем соединил власть и кротость, силу и смирение, достигая таким образом самого прекрасного и самого замечательного результата, устрояя мир вокруг себя.
Его молитвами да хранит Господь всю историческую Русь, сегодня снова проходящую через тяжкое испытание междоусобной бранью. Да вразумит Господь правителей, осуществляющих свою власть, как на земле Русской, так и во всем мире. Пусть великий пример и жизненные заветы преподобного и благоверного князя Даниила помогают всем нам в нашей жизни. Храни вас Господь.