16-я Неделя по Пятидесятнице, 1959 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сказано в слышанной нами сегодня евангельской притче, что господин одному дал пять талантов, другому два, иному один (см. Мф. 25, 15).
И вот, на первый взгляд становится несколько жалко нам бедного человека, который получил только один талант. Не представляется ли нам на первый взгляд, что господин, о котором идет речь в притче о талантах, оказал особое предпочтение одному своему рабу, дав ему пять талантов, тогда как другому дал только один? Не лучше ли было бы (подумаем мы) этого несчастного снабдить пятью талантами, как и его товарища?
Но тут вполне ясно сказано, почему господин дал одному больше, а другому меньше. Написано в Евангелии, что он дал каждому «по его силе»? Это значит, что он знал совершенно точно способности всех своих рабов, и давал каждому то, с чем каждый раб мог управиться. Припомним, что было, когда господин вернулся после долгого своего отсутствия. Рабы, которым он дал по пять и по два таланта, умно и с пользой употребили их, и приобрели на них большие суммы. Человек же, которому был дан один талант, совсем не употребил его в дело. Он был слишком равнодушен и ленив и ничего не приобрел, он даже и не пытался сделать что-нибудь для этого — и потому был осужден, как «лукавый и ленивый раб». Он подвергся осуждению не за то, что владел только одним талантом, а за то, что не потрудился, не приумножил его, «зарыл его в землю».
Итак, что же следует понимать под талантом? Когда Господь говорил эту притчу, под талантом понимали известную сумму денет. Теперь мы не употребляем этого названия для обозначения денег. У нас теперь это слово означает дары, доверяемые нам Богом. Господь Бог — Отец наш небесный — по Своей любви и мудрости дал каждому из нас именно тот дар, каким лучше всего может воспользоваться каждый из нас.
А многие из нас думают так: «Вот если бы я был поставлен в другие условия жизни, если бы имел другую натуру, другой дар, мне жилось гораздо лучше, и я был бы другим, намного лучшим.» О ближних мы часто думаем так, что тому или другому человеку очень легко жить с пользой для других, честно, с любовью, т. к. он не имеет недостатка, состоятелен, богато одарен. Но все эти рассуждения неправильны. В последний великий день суда и каждый день нашей будущей жизни (наша будущая судьба) определится не сообразно с тем, как много или какого рода дарования мы получили, а сообразно с тем, как мы употребили тот дар, который мы получили от Бога, хотя бы он был и единственный. В жизни часто встречаются такие люди, которые в обществе бывают милыми, сдержанными и добрыми, а дома держат себя совсем иначе. Они в семье бывают грубыми и дерзкими, невнимательными к своим родителям, к старшим, к своим братьям и сестрам. Так нельзя работать Господу. Мы должны начинать со своего собственного дома, со своей семьи, которая есть основа всей нашей жизни.
Вспомним о Сыне Человеческом, Господе Боге и Спасителе нашем. Он прямо говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же (Ин. 13, 15). Спаситель же начал Свое дело в доме Своих родителей. Он жил тридцать лет в Назарете, имея любовь и послушание к родителям, кротость, смирение и любовь к ближним, прежде чем начал совершать Свое великое дело. И если мы будем поступать по примеру Господа, Учителя и Спасителя нашего, то в последний день Страшного суда Господня мы услышим сладостные слова Господа: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего!»
Аминь.