Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 16 апреля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (Мф. 26:6-16). Это предательство произошло в доме Симона прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После их кончины также возливали благоухание, — чтобы как можно дольше сохранять тела усопших от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что по цене миро было как целое состояние.
И вот эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя. Один этот факт свидетельствует о том, что женщине было нечто открыто, ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и Воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества — ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах, но ей было открыто нечто, и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за всё, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу.
В тот же самый момент Иуда принимает решение пойти и предать Спасителя. Что означало предательство? Оно означало большую услугу тем, кто хотел убить Господа. Поскольку Спаситель, совсем недавно воскресивший Лазаря, пользовался огромным уважением, так что вокруг него собирались сотни, а может, и тысячи людей, то взять Его, арестовать при людях было опасно — можно было навлечь на себя гнев разъяренной толпы. Поэтому те, кто замышлял это преступление, нуждались в помощнике, — им был нужен некто, кто предал бы Спасителя, кто сказал бы желающим схватить Его, где и когда это можно сделать без риска народного сопротивления.
В тот самый момент, когда женщина возливала миро, что-то страшное, видимо, происходило в душе Иуды, ведь он сразу же принимает решение пойти и предать Спасителя, а перед этим еще и говорит: «Зачем такая трата? Ведь это миро можно было бы продать». Для Иуды было логично закончить фразу так: «а деньги забрать себе», но он не посмел это сказать, а потому лицемерно предлагает деньги, которые можно было бы выручить, использовать для помощи нищим. На что Господь отвечает: «Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда. О том, что сделала эта женщина, станет известно везде, где будет проповедано Евангелие, — она приготовила Меня к погребению». Безумная с точки зрения Иуды трата была поводом к тому, чтобы пойти и донести на Спасителя, — поводом, но не причиной, потому что причиной было нечто другое.
Как свидетельствует Евангелие, Иуда носил ящик с общими деньгами, потому что у апостолов не было личных средств. Все, что жертвовали люди, складывалось в этот общий ящик, а оттуда деньги извлекались для покрытия необходимых расходов. Иуда был блюстителем этого ящика, но человеком нечестным, который запускал туда свою руку и похищал деньги, — другими словами, Иуда был вор. Этот страшный порок и стал внутренней причиной того, почему именно поступок женщины повлек за собой решение предать Спасителя. То, что совершила женщина, не соответствовало внутреннему миру, если угодно, идеалам Иуды. Он жил ради других целей, у него были другие ценности, и господствующей целью было обогащение — правдой или неправдой. Иуда был сребролюбец, а поскольку правдой эту страсть было невозможно утолить, он утолял ее неправедным путем, воруя не принадлежащие ему средства.
На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия. Во-первых, он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все те, кто похищает материальные ценности, — сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. Деньги так вожделенны, что уже невозможно раздумывать о средствах, — все средства хороши, лишь бы денег было как можно больше.
И ведь речь идет не только о преступниках, о ворах. Речь идет и о тех, кто пытается любыми способами, которые допустимы в обществе, безгранично умножать свое богатство. Это имеет отношение к жизни не только нашего народа и нашего общества, но и любого другого народа и всего рода человеческого. Сребролюбие — это Иудина страсть, которая поразила сознание большинства людей. А если эта страсть господствует, то предательство становится делом легким и простым. Можно предать мужа или жену, можно предать детей, можно предать друзей, можно предать свой народ. Чего только нельзя предать для того, чтобы получить вожделенное!
Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему сребролюбия, говорит, что человек должен господствовать над деньгами, он должен быть господином над ними, но не деньги должны господствовать над человеком; и это очень правильное и точное определение. Господствовать — значит использовать материальные средства так, как человек считает нужным, и в том числе это означает способность отказываться от материальных средств в пользу других.
А святой Исидор Пелусиот, размышляя на тему сребролюбия, говорит вот что. Если бы можно было взять с собой деньги после смерти, если бы они могли хоть как-то утешить человека, пораженного страстью сребролюбия, — так ведь нет! Ни деньги, ни дома, ни обстановку, ни машины, ни другие ценности, которые люди стремятся приобретать здесь, взять с собой невозможно, сколько бы богатств у человека ни было. Что же предлагает святой Исидор Пелусиот? Он говорит, что эти деньги нужно правильно вложить. Какую же «инвестицию» он предлагает? Святой Исидор учит вкладывать деньги, которые невозможно взять с собой после смерти, в других людей, — обменивая деньги на милость Божию.
Хорошо известна Евангельская притча, которая содержит такие слова Господа: «Стяжите себе друзей от мамоны неправды» (Лк. 16:9). Эта притча иногда с трудом понимается людьми, но смысл ее очень прагматичный и трезвый. Господь предлагает даже материальные средства использовать для того, чтобы обретать друзей. А святой Исидор Пелусиот, продолжая эту мысль, говорит: то же самое можно сделать не только в отношении живущих в этом мире людей, но и как бы вложить материальные блага в будущую загробную жизнь, обменять их на милость Божию.
Это очень глубокая мысль. И сегодняшнее Евангельское чтение, которое свидетельствует о пагубности сребролюбия для души человека, должно и каждого из нас подвигнуть к мысли: а что будет с нами, с нашим материальным достоянием, когда мы уйдем в вечность? Многие считают, что достаточно оставить свои средства близким, родным. А, может быть, недостаточно? Может быть, нужно найти иные способы обменять деньги на милость Божию?
У кого-то этих денег совсем немного. У кого-то они есть, а у кого-то есть огромные деньги. Чем больше денег, тем больше ответственность, тем больше нужно сделать, тем больше нужно вложить, чтобы обменять богатство, по слову преподобного Исидора, на милость Божию. То, что имеет временное, преходящее значение, то, что является прахом для вечной жизни, может быть «инвестировано» в вечные ценности — через правильное отношение к деньгам и материальным средствам, пока мы живем в этом мире. И да поможет каждому из нас Господь действовать именно так, чтобы бренное и материальное мы могли обратить к вечному спасению. Аминь.