Проповеди на праздники:

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы 16.03.2016

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы 16.03.2016

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пост и молитва являются великими средствами к достижению тех целей, который верующий человек ставит на пути своей духовной жизни. Но поста и молитвы недостаточно, потому что грех и человеческие недостатки распространяются не только на нас самих, но и на окружающих нас людей. Грех заражает природу человеческих отношений. Есть грехи против Бога, и есть грехи против людей, которые отравляют человеческие отношения и омрачают жизнь окружающих. Мы хорошо знаем эти грехи: гордость, ложь, гнев, зависть, корысть, нечестность, нечистоплотность в межличностных отношениях. Можно и далее продолжать этот перечень, из которого явствует, что согрешающий пред Богом одновременно наносит рану и другому человеку.

Грех никогда не ограничивается какими-то пределами. Зло по природе своей таково, что требует все новых и новых жертв. Вот почему зло нужно останавливать в самом себе, потому что, покинув человека, оно начинает жить самостоятельной жизнью. Мы хорошо это знаем из отношений с друзьями, из семейных отношений, — как зло преобразует, в худшем смысле слова, эти отношения, как страдают люди, если кто-то посеял семена недоверия, злобы, отчуждения, гнева, корысти. Но не только окружающий мир страдает от нашего греха — страдаем, в первую очередь, мы сами. Каждый должен понимать, что, согрешая, он отравляет свою собственную жизнь.

Мне нередко приходилось выступать в местах заключения. Перед тем как встретиться с большими группами заключенных, я часто спрашивал у начальства, что же является самым страшным в местах лишения свободы. И ответ был примерно такой: заключенные, прежде всего, мучают самих себя. Они создают такую систему притеснения, где сильный господствует над слабым, и в первую очередь страдают от самих себя и лишь потом — от того, что находятся за проволокой и лишены свободы. Однажды, общаясь с заключенными, я заговорил на эту тему и по выражению их глаз понял, что начальник, с которым я беседовал, поставил правильный диагноз. Я видел, как откликались на мои слова — в первую очередь, наверное, жертвы тюремного насилия, те, кто страдает от заключения под стражу, но еще в большей степени — от своих сокамерников.

Эту трагедию можно перенести и на весь социум. Человек, совершающий грех, и сам страдает, и распространяет грех вокруг себя. Искажается человеческая природа, уничтожаются идеалы, стирается чувство ответственности, долга, правды, любви, потому что грех не останавливается, он расширяется, и цель греха, цель зла, цель диавола — захватить всю человеческую душу. Началось с небольшого, а кончается жизненной трагедией. И возникает вопрос: а есть ли средство, лекарство от этой страшной болезни, которая распространяет смертельные метастазы по нашему телу и вне нас? Есть такое лекарство, и о нем замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не так вода по природе своей омывает нечистоту тела, как милосердие силой своей очищает нашу душу». Святые отцы вообще очень любили строить свою речь, свои писания на сравнениях, на образах, и как замечателен образ воды, которая очищает от нечистоты человеческое тело! Какое облегчение получает человек, когда он смывает с себя водой всю грязь! Вот так же, и в еще большей степени, как говорит святитель Иоанн Златоуст, милосердие очищает нашу душу.

Можно много говорить о том, почему так происходит. Скажу лишь, что грех проистекает от того, что человек исторгает из своей жизни даже Бога, не говоря уже о других людях. Он поставляет себя в центр жизни. Ведь так же произошел грех и тогда, в раю, на заре человеческой истории. Была дана заповедь, и Бог был в центре жизни, но человек захотел занять Его место и пал. В основе всякого грехопадения — поставление себя в центр жизни. Но милосердие, милостыня, как говорят святые отцы, заставляет нас увидеть другого человека. Не то чтобы прямо поставить его вместо себя на центральное место, но всякий раз, когда мы ближнему помогаем, мы хоть чуть-чуть отдаем ему место в своей жизни, в своей душе, в своем сердце. А если милосердие становится в хорошем смысле слова привычкой, то человек меняется на глазах. Мне приходилось видеть, как некоторые с брезгливой улыбкой переступали порог учреждения, где опекаются несчастные люди, чтобы передать им подарки, но потом, уязвленные болью другого, они сдвигали собственное «я» с центрального места в жизни и чувствовали замечательную силу, которую этот другой дает тебе, творящему милость.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на тему Великого поста, говорит удивительные слова о том, что и молитва, и пост берут силу из милосердия. Другими словами, если пост и молитва творятся без милосердия, то поста и молитвы недостаточно, чтобы изменить самого себя, чтобы освободить себя от господства греха.

Сегодня все больше и больше людей постятся, и, конечно, я как Патриарх радуюсь, видя, насколько увеличилось число постящихся. Об этом говорят и статистические данные, но самое главное, об этом говорит наша церковная жизнь — мы видим, что все больше и больше людей приходят в храмы, подходят к исповеди, участвуют в таинствах. И как важно, чтобы к ограничению в пище и питие, к более частому посещению храма мы прибавили совершение добрых дел, хотя бы в дни Великого поста, чтобы пост и молитва, по слову Златоуста, укреплялись от нашего доброделания! И Господь да поможет в этом всем нам.


Проповеди на праздники:

Наверх