Проповеди на праздники:


15-я Неделя по Пятидесятнице, 1968 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Главная, основная, всемирная и вечно неизменная божественная заповедь Ветхого и Нового завета есть заповедь о любви к Богу и ближнему. Заповедь о любви к Богу и ближним имеет целью укоренить в нас семя новой жизни, святой и богоугодной, и привести нас в союз совершенства (см. Кол. 3, 14). Любовь к Богу, по учению Евангелия, должна быть самая искренняя, полная и совершенная. Эта всемирная заповедь есть как бы солнечный центр, в котором совпадают и из которого выходят все остальные заповеди Христовы.  

Только тот есть истинный христианин, кто имеет эту любовь. Любовь к Богу имеет свои верные признаки, по которым мы можем проверить себя, являемся ли мы сами истинными христианами:  

1. К числу таких признаков принадлежит, прежде всего, молитва, совершаемая как на всяком месте, так и особенно в храме. Об этом свидетельствуют все любящие Бога. Св. пророк и царь Давид так любил молитву, что не только днем, но даже ночью не оставлял ее. Как это он и сам исповедует перед Господом: в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс. 118, 62).  

2. Любовь к Богу обнаруживается желанием и охотой к чтению или слышанию слова Божия. Любящему Бога приятно слышать, что говорит и заповедует ему Господь. Св. Давид, любивший Бога, любил и слово Божие. Как сладки гортани моей слова Твои, — взывает он ко Господу, — лучше меда устам моим (Пс. 118, 103).  

З. Кроме того, любовь к Богу обнаруживается добродетельной жизнью, т. е. исполнением воли Божией, и это весьма естественно, ибо и любящий какого-либо человека охотно исполняет волю своего любимого.  

Об этом говорит Иисус Христос: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Св. Иоанн Богослов, апостол любви, пишет: ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5, 3). Но любовь наша к Богу невозможна без любви к ближнему. Поэтому св. Иоанн прямо говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин,  4, 20). И сами мы чувствуем и сознаем, как велико было бы счастье на земле, если бы все любили друг друга.  

Между тем, мы сами замечаем, как далеки мы от любви, Согрешил, например, ближний наш, мы вместо того, чтобы помолиться Богу о его исправлении, начинаем со злорадством осуждать его. Разве это любовь? Нет, ибо любовь не осуждает. Обидел ли кто нас. Вместо того, чтобы по-христиански простить своему обидчику, отплатить ему добром, мы, напротив, стараемся и его обидеть. А это разве любовь? Нет, ибо любовь долготерпит и не мыслит зла. Если живет кто-либо счастливо и спокойно, мы вместо того, чтобы порадоваться счастью своего ближнего, нередко завидуем ему. Любовь же не завидует.  

Находится ли кто в беде и нужде, мы часто не обращаем на это никакого внимания, как будто это не наше дело. Между тем истинная любовь милосердствует.  

Много можно было бы привести подобных примеров. Наша же задача — усилить любовь к ближним, иметь эту любовь не словом или языком, но делом и истиной, как говорит апостол (1 Ин. 3, 18), и всегда носить в сердце слова Спасителя, которые мы слышали сегодня в Евангелии: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всем разумением своим... и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22, 37). На сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки (Мф. 22, 40), — как говорит Господь.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх