Проповеди на праздники:


15-я Неделя по Пятидесятнице, 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

В сегодняшнем чтении Евангелия содержится учение Господа нашего Иисуса Христа о любви. 

Один законник иудейский спросил Спасителя: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Господь ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 36—40). Итак, любовь к Богу и любовь к ближним, как основания закона Божия, неразрывно связаны между собой. Кто истинно любит Бога, тот любит ближнего своего; не любящий ближнего прямо выражает свою нелюбовь к Богу (см. 1 Ин. 4, 20). Спаситель указывает, что любовь составляет первый отличительный признак истинных последователей Христовых: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).  

Апостол Христов, святой Павел говорит: все у вас да будет с любовью (1 Кор. 16, 14) и называет любовь совокупностью совершенства (см. Кол. 3, 14) и исполнением закона (см. Рим. 13, 10). Из этих слов Св. Писания видно, что любовь не есть такая добродетель, которая была бы не для всех обязательна, могла бы быть заменена особыми добродетелями, например, молитвой, постом или другими подвигами воздержания, труда и терпения. Любовь есть начало, продолжение и завершение всех добродетелей, без нее ни одна добродетель не имеет значения. Как закваска, положенная в хлеб, поднимает его, делает полезным и вкусным, так и всякое наше доброе дело должно быть проникнуто любовью, чтобы быть истинно христианской добродетелью, или, как без елея гаснет лампада и становится темно в комнате, так и в душе нашей без любви не может быть света веры и благочестия.  

Без любви всякий подвиг человека бесплоден. Так говорит св. апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1—3). Сказанное хорошо поясняется следующим примером из святоотеческой жизни. К одному старцу, известному своим духовным опытом и рассудительностью, пришли три инока и говорили о своих подвигах. Один сказал: «Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый завет». Старец ответил ему: «Ты наполнил весь воздух словами, и от твоего труда нет пользы». Другой сказал: «Я всё Священное Писание переписал для себя». Старец сказал: «Нет в этом пользы для тебя». Третий сказал, что он творил чудеса. «И тебе нет пользы в том, — сказал ему старец, — потому что ты любовь отогнал от себя». Затем старец, обратившись ко всем им, сказал: «Имейте любовь и будьте милостивыми, тогда только и спасетесь».  

Только тогда все делаемое вами приобретет истинную ценность и ведет ко спасению, если все будет пропитано любовью. Любовь есть основание всего божественного домостроительства, т. е. всего божественного творческого плана о нашем спасении во Христе Иисусе, Спасителе нашем. Всё искупление наше от власти греха и смерти, совершенное Единородным Сыном Божиим, есть дело любви Божией, как и говорит Сам Господь: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Если мы сердцем своим не приобщаемся этой любви, то и не можем понять цели нашего искупления и нужным, надлежащим образом воспользоваться благодатными средствами, данными нам Иисусом Христом.

Только любящий рожден от Бога и знает Бога, — говорит святой апостол Иоанн. — Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7-8).  

В прошлое воскресенье в Евангелии говорилось о званых на брачный пир в Царство Небесное. Многие отказались и не пошли на этот пир из-за своих житейских работ. А один пришел без брачной одежды, хотя одежда раздавалась каждому, идущему туда, и потому он был связан и выброшен во тьму кромешную. Что же это за брачная одежда? Брачная одежда есть одежда любви, — любовь, без которой никто не будет принят в небесный чертог, т. е. Царство Небесное, которое есть Царство любви, и человек, не имеющий любви, является там как бы обнаженным, и потому будет извержен из брачного чертога. И горе будет миру, стране, государству, обществу, семье и каждому человеку, если иссякнет в них любовь (см. Мф. 24, 12).  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх