15 (из "Амфилохий") Почему Моисей при описании сотворения мира не упомянул Царствие Небесное, хотя Спаситель говорит, что оно уготовано праведным от создания мира (Мф.25:34)?
Некоторые говорят, что поскольку иудеи были несовершенны, и привержены веществу, и склонялись, скорее, к начальному обучению, и не доросли до того, чтобы исследовать превосходящие чувственность вещи мысленными очами, потому Моисей обошел для них молчанием рассказ о Царствии Небесном, чтобы, когда они начинали учиться возникновению мира и того, что в нем, предание о более Божественном и о том, что выше их понимания, не воспрепятствовало им и не побудило отнестись к дальнейшему слушанию более легкомысленно: ибо надлежит учитывать и способности слушателей в качестве меры наставления.
Но, говорят, чем бы помешало им учение о Царствии Небесном? Ведь еврейский род был одинаково далек и от познания миротворения, и от постижения Царствия Небесного, хотя одно подпадает чувственному восприятию, а другое находится превыше его: посему следовало бы их, приверженных веществу и помышляющих о земном, обетованием и научением невещественного и сверхчувственного делать более возвышенными и устремленными ввысь: ибо лучшему в своем искусстве учителю свойственно, примешивая к привычным вещам и сверхчувственное, понемногу приучать [учеников] стараться приступить к более Божественному. Поэтому таковые осмелились даже сказать, что и Моисей образами и намеками поведал о Царствии Небесном. И где это? В самом начале, по их словам, говоря: Вначале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Ведь дальше он разворачивает создание поднебесное и то, что в мире: поставив же небо раньше, указал его сотворением на состояние прежде тверди и выше мира. Но истине это вряд ли понравилось бы, потому что очень натянуто и потому что, сказав о сотворении неба, он ничуть не больше оповестил иудеев о Царствии Небесном, чем, если бы совершенно о нем умолчал: и много других возражений есть против такого воззрения.
Другие же говорят, что он ввел Царствие Небесное в рассказе о рае: ведь рай есть часть вечных благ и наслаждения блаженством, поэтому и разбойнику, попросившему поминания в Царствии Божием, воздается пребывание в раю. Но как бы это не оказалось гораздо скромнее Царствия Небесного – ведь цветы, и красоты растений, и реки, и источники, орошающие то место, и разнообразие прекрасных плодов, и разные виды трав, сладко и приятно пахнущих, и лицо земли, всем этим украшенное и расцвеченное, и растворение воздуха, разливающееся в чистоте и прозрачности и принимающее первые лучи солнца, разве не образуют место, которое всецело находится на самой вершине приятности и наслаждения, очаровывающего чувства? Да, однако же блага Царствия безмерно выше, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).
С другой стороны, и Адам изведал рай не как почетный дар в награду и почесть, но, скорее, то место предлежало ему как упражнение и ристалище добродетели, а ясно, что награды и венцы несут большее и более совершенное наслаждение: а чтобы ристалище выступало в качестве наград и почестей, такого никто еще даже слыхом не слыхивал.
Разбойник же вводится в рай, как бы удостоенный некоего залога и преддверия будущих благ, потому что, поскольку тогда еще не время было для общего воздаяния вечных благ, ему тоже несправедливо было единственному из всех, от века благоугодивших Богу, достичь предела последнего блаженства и стать совершенным без тех бесчисленных сонмов святых, как где-то свидетельствует и боговещанный Павел (ср. Кол.1:26).
Кое-что из сказанного немало наших предшественников привели как причины того, что, когда Моисей описывал создание мира, Царствие Небесное не было упомянуто, а многие обратили это в сомнение. Может быть, можно было бы избежать вышеназванных уязвимостей, сказав, что поскольку сочинение и законодательство Моисея не могли даровать Царствие Небесное, поэтому оно его и не упомянуло (зачем мне узнавать о Царствии Небесном, которого я не могу получить, живя по Закону?), а общий Владыка и Спаситель, поскольку, представив Самого Себя примером (ведь сказано: что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1)), установил нам такое жительство, через которое можно унаследовать Царствие Небесное, то, естественно, приведя нас к этому жительству, Он даровал и яснейшее и несомнительное учение и обетование об этом самом Царствии Небесном. А если кто, взойдя к лучшему умозрению данного вопроса, изложит таковое, то сделает для меня нечто желанное и очень приятное.