Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Новоспасском ставропигиальном монастыре. 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В духовной жизни человека, как учат нас святые отцы, очень большое место занимает забота о душе. Но человек состоит не только из души, но также из тела, и тело участвует в этой духовной работе, в совершенствовании человеческой личности.
У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Тот, кто чрезмерно заботится о теле, не может должным образом заботиться и о душе». Смысл этих слов в том, что тело и душа связаны. И если человек обращает особое внимание на тело, то от этого страдает душа.
Чтобы понять, что происходит в человеческой личности, в этой сложной системе взаимодействия тела и души, нужно помнить, что, в отличие от древних, считавших тело лишь сосудом, в котором пребывает душа, мы можем более глубоко и правильно понимать соотношение тела и души. Некогда пытались даже найти в этом сосуде место, где пребывает душа, — одни говорили, что это голова, другие — сердце. Но теперь — и в этом смысле большое значение имеют научные достижения — многое, что ранее представлялось производным исключительно от души, связывается с человеческим телом. Ученые могут точно определить, какие вещества и какие процессы формируют такие состояния, как гнев, радость, раздражительность, злоба, отчаяние. На этих знаниях выстраивается целая область медицины, и если то или иное проявление психики становится болезненным, то человека лечат медикаментами, часто добиваясь положительных результатов.
Другими словами, многое, что является производным от работы нашего организма, неким особым образом отображается и в духовной составляющей человеческой личности. Ведь даже если какие-то естественные процессы и возбуждают инстинкты или чувства, то проявления этих инстинктов и чувств относятся уже не к области телесной, а к области духовной. Потому что можно раздражиться или не раздражаться, можно любить или ненавидеть, можно осуждать человека или воздерживаться от осуждения. Хотя за многими из этих явлений стоят процессы, присущие нашему телу, само проявление этих процессов вовне, через наше сознание, несомненно, принадлежит миру духовному.
Как в Господе Иисусе Христе Божественное и человеческое соединяются неслитно и нераздельно, так и человеческая душа неслитно и нераздельно соединена с человеческой личностью. Правда, пока человек живет на земле, эту неслитность невозможно вычленить, невозможно провести никаких границ. Нам это не дано, так Господь создал человека — одно связано с другим, одно проистекает из другого. Но когда наступит час смертный, то эта слитность разрушится, и душа будет жить вне тела своей самостоятельной жизнью. Именно душа предстанет пред Богом, давая ему отчет в том, что происходило с ней в земной жизни.
У Иоанна Лествичника есть такие слова: «Тот, кто печется о телесном сверх необходимого, невольно отлучает себя от Бога». Как же их понять в свете того, о чем мы сейчас говорим? А понять следует так. Если человек угождает только своему телу, не думая о последствиях этого угождения, то он — невольно, конечно, потому что сам этого не осознает, — отлучает себя от Бога.
Это хорошо видно на примере человеческих пороков. Врачи могут точно сказать, что происходит с человеком в процессе привыкания к алкоголю или к наркотикам, как поражается человеческая психика. И если, услаждая самого себя, человек злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики, то он себя невольно отлучает от Бога. Невозможно представить, что человек, находящийся в состоянии постоянного опьянения, не осквернит свою душу, — вся ее сущность будет поражена пороком, который возник в теле, но привел к страшным последствиям и для души.
В нынешнее время люди очень большое внимание уделяют своему телу. В каком-то смысле это связано с общим развитием человеческой цивилизации. Мы стали меньше двигаться, у нас более качественная пища. Все это, с одной стороны, как будто помогает организму, но, с другой стороны, разрушает его. Вот для того чтобы не допустить этих разрушительных явлений, многие внимательно следят за своим физическим состоянием. По сути, в этом нет ничего плохого, потому что таким образом укрепляется не только тело, но и дух. Но когда человек готов ради своего тела отказаться от работы над духом, то это не что иное, как прелесть плоти.
Мы знаем, что есть прелесть духа, об этом много говорили святые отцы: не впадай в прелесть, не допускай того, чтобы в твоей душевной, духовной жизни возникали опасные болезненные явления. Но точно так же можно сказать и о прелести плоти, когда чрезмерная забота о плоти превращается в некую прелесть, в нарушение того баланса между духовным и материальным, который способен формировать и поддерживать гармоничную человеческую личность. То же касается и пищи — она стала вполне доступна для большинства людей, и как часто человек, теряя контроль над самим собой, начинает пищей злоупотреблять!
Некоторым трудно понять, что такое пост: «Как же так? Почему я должен отказываться от вкушения той или иной пищи? Мне же хочется, это же так вкусно, я к этому привык…» Эти внешние обстоятельства современной жизни в значительной мере расслабляют человеческий дух. А как же этому противостоять? А противостоять надо путем духовного сосредоточения. Нужно контролировать движения своей плоти, и не только для подавления опасных инстинктов, которые толкают человека даже на преступление, но и в повседневной жизни.
Есть замечательное слово «умеренность». Правильная мера должна быть во всем — и в духовном, и в телесном. Небрежение к телесному приводит к помрачению духовного образа человека. В этом смысле как в древности, так и сегодня монастыри призваны быть местом образцовой жизни человека, потому что здесь есть все условия для того, чтобы гармонично сочеталось духовное с материальным, забота о своем теле, без которой человек жить не может, с заботой о духе. И, наверное, ни с кого так не спросится, как с монахов, если мы будем нарушать это здоровое, правильное и богоугодное соотношение, если мы будем предаваться тому, чтобы удовлетворять похоти плоти своей, потому что где как не в монастыре должна сегодня формироваться личность, способная давать пример современному человеку, в том числе в плане правильного отношения к телу и душе.
Пусть святые дни Великого поста помогут нам задуматься о самих себе, о своей жизни, о том, правильно ли мы поступаем, верно ли служим своему телу, не согрешаем ли, не отдаляем ли себя от Бога, как говорит Иоанн Лествичник, имеем ли способность и силы исправить ошибки и обрести тот образ жизни, к которому призывают нас святые отцы, к которому призывают нас песнопения и тексты великих богослужений святого поста. Помогай всем нам Господь в этом непростом, но жизненно необходимом делании, без которого не может быть спасения нашей бессмертной души. Аминь.