Проповеди на праздники:


147 (из "Амфилохий"). О времени (когда: ποτέ)

«Когда» есть нахождение во времени. Видов же его можно предположить столько же, сколько и у времени, ведь если кто сопричисляет и «сейчас», то их будет три, а если нет, что и правильно, то два: бытие в прошлом и в будущем. И в первом, когда время не больше и не меньше движения, о котором говорится, что оно в нем; во втором же, когда оно больше и протяженнее движения. В этом смысле мы говорим, скажем, что такой-то родился во вчерашний день, причем вчерашний день не весь занят его рождением, но какой-то малый промежуток соразмеряется ему, а прочее время простирается дальше. Еще из времени одно определенно, а другое нет: определенное, как вчера, сегодня, завтра, в прошлом году и подобное; неопределенное же: как давно, давным-давно, недавно, после того; это тоже принадлежит к времени, я имею в виду «когда» и «тогда», и «сначала», и «позже», и «одновременно», и «уже», и «медленно», и «быстро». Следует же знать, что вчера, сегодня, завтра и подобное единоименны: иногда это означает только время и суть виды времени, а иногда, что нечто есть во времени, и суть виды «когда», и это укрылось даже от немалого числа тех, кто в древности казались философствующими. А «когда» в особенности присуще дополнительно означать время. Еще его свойство – быть результатом времени и подвластных времени, ибо оно получает существование в некоем определенном отношении к другим. И это будет его свойство по преимуществу, ибо оно только ему присуще и сказывается обратимо. Но и о времени достаточно, с опущением и здесь свойств по отрицанию, по вышеуказанным причинам.

Проповеди на праздники:

Наверх