Проповеди на праздники:


146 (из "Амфилохий"). О положении

Положение – это когда части определенным образом расположены по отношению друг к другу, а из расположения (θέσεως) одно несложное, которое в собственном смысле называется и стояние, а другое из различных, как возлежание и сидение; если же так, то, стало быть, положение получилось или из несложного расположения, или из сложенного. Еще же из расположения одно только из частей, а не целого, как разреженность и густота, и шероховатость и гладкость; а другое только из целого, как возлежание и сидение (ведь не говорится, что часть сидит или возлежит, но целое); а другое из целого и частей, как называемое в собственном смысле стояние, которое есть выпрямленность и частей, и целого. И расположенное или совсем выпрямлено и говорится, что оно стоит, или где-то выпрямлено, а где-то согнуто, и говорится, что оно сидит. И это будут виды положения: возлежание, стояние и сидение. Но не только такие будут виды положения, но и другие бесчисленные: вот и о разреженном, и густом и подобном, которые называются расположенными, не говорится, что они стоят, лежат или сидят. Они, пожалуй, подпадают под то положение, которое показывает только расположение частей по отношению друг к другу, а не целого. А что разреженность и густота и подобное тому не суть расположения целого, ясно из того, что недопустимо одному и тому же целому иметь два расположения, тогда как в одном и том же обнаруживается и разреженность, и стояние. А как допустимо, чтобы части имели каждая свою форму помимо целого, так допустимо, чтобы у них было и собственное расположение помимо целого.

А из расположенных одно имеет положение по природе, как разреженное и густое, а другое по произволению, как когда человек сидит; а третье по искусству, как когда статуя стоит; а четвертое по случаю, как такой-то камень, упав, лежит вот здесь.

Свойство же положения то, что оно называется отыменно от расположения: ибо от сидения говорится «сидеть», и от стояния «стоять», и от возлежания «возлежать», и о других так же. Поэтому там, где нет имен расположений, нет и имени видов положения, ибо у такой-то позы, скажем, вороны или чего-то другого нет имени, потому что нет имени у такого расположения. И знатоки гадания по птицам с нами согласятся, ибо, давая от многого честолюбия имена позам животных, они вдобавок дали имена и расположениям, или же заслуживают от нас выговора. Но об этом в другом месте. Второе же свойство положения, что оно говорится о том же подобно: ведь мы говорим, что сидят подобно и неподобно, и возлежат подобно и неподобно. Третье свойство, что возводимое к нему возводится не одинаковым образом, ибо сидение первично возводится к положению, и есть в собственном смысле положение, а о сидящем говорится, что оно первично возводится к расположенному, что сопряжено с положением; так же и стоящее и возлежащее, говорят, возводятся к положению, поскольку первично возводятся к сопряженному с ним. И отсюда тоже ясно то, о чем и говорилось выше, что категории не обязательно сказываются так же, как роды. Четвертое свойство положения, это то, что оно есть результат и расположения, и того, чье это расположение. И это будет в собственном смысле свойство, поскольку и обратимо. Ведь то, что есть положение, получилось из расположения и того, чье это расположение, и то, что есть они, есть положение. И о положении так. Свойства же по отрицанию, которых множество и от которых не много пользы, а впрочем, и легко выводимые, опустим и здесь.

Проповеди на праздники:

Наверх