143 (из "Амфилохий"). О действии
Итак, действие есть какое бы то ни было делание, а первых видов у него два, делать с другим и не с другим. Примеры делания с другим – бить, жечь, учить и тому подобное; делания же, но не с другим – созерцать, играть на кифаре и подобное. Каждое из них имеет четыре различия: что-то или действует по природе, как огонь греет, а животное кричит; или по произволению, как обогащать, хвалить и славить; или искусством, как строить дом и подобное; или по случаю, как упавший камень ударил кого-то или стукнул, или издал звук.
Еще от действия: от одного после действования остается изделие, например, после строительства – дом, а от другого – ничего, ведь после игры на кифаре никакого изделия от этой игры не остается. Еще действие или в теле, или в душе, или в том и другом, или во внешних вещах: в душе, как учить или приучать кого-нибудь к добродетели или пороку; в теле, как жечь, разрезать; в том и другом, как вылечивать, ибо это дело обоих, и не души и не отдельно тела; во внешних же, как обогащать и подобное. Еще действие или совершенствует, или разрушает: совершенствует, как вылечивать, разрушать же, как делать тело болезненным. Еще действующее или производит таким же, какое есть и оно, как нагревание делает горячим, или не таким же, как рассекание производит рассечение. А если так, а действие же сочетается с действующим, то и действие будет иметь такое различие.
Действие же принимает большую и меньшую степень: ведь нагревать можно сильнее и слабее, и охлаждать так же. Но это происходит не со всеми: ведь нельзя строить в большей или меньшей степени, однако строить хуже или лучше можно. Второе же свойство действия – иметь противоположность, ибо нагреванию противоположно охлаждение, и опечаливанию – услаждение. Но это можно видеть не во многих случаях, ведь рассечению или жжению ничто не противоположно. Третье свойство, что оно говорится подобно и неподобно, ибо мы говорим о нагревании подобном и неподобном, и о вылечивании подобном и неподобном, и о строительстве подобном и неподобном, и свойство это подходит почти всякому действию, хоть и не только ему, ибо оно подходит и претерпеванию. Четвертое свойство в том, что возводимое к действию возводится к нему не одинаковым способом. Нагревание первично возводится к действию, и есть в собственном смысле действие, а говорится, что нагревание возводится к действию, потому что первично возводится к действующему, что сочетается с действием; точно так же и говорится, что нагревшее возводится к действию, потому что первично возводится к сделавшему, что тоже сочетается с действием, и применительно к прочим то же самое. И отсюда ты имеешь в качестве вывода, что категории не обязательно сказываются как роды и виды: потому что как можно было сказать, что нагревающее и нагревшее возводятся к действию? А что упомянутое возводится к этой категории, ясно тому, кто предлагает другие категории: ведь нагревающее не есть ни сущность, что сразу понятно, ни количество, ни соотнесенное (ведь оно имеет бытие не в отношении к другому), но и не качество (ведь горячее есть некое качество, о нагревающем же говорится, что оно нагревает не тем, что таково-то, но тем, что нечто делает); а что невозможно подвести нагревающее или нагревшее, или сочетающееся с ним под положение или что-то из остальных, как бы и не напрасно было излагать. Но никто не сказал бы, что они вообще не возводятся к категории, но и что действующее есть особая категория, а сделавшее – особая, ибо таковой был бы умножающим категории до бесконечности и не знающим предела науки. Стало быть, обоснованно определяется свойство и обнаружившийся вывод, многим, если не сказать всем, из прежних неведомый, рассмотрен философски и истинно. Вам же умозрение передано и через словесное общение более ясно и точно. Но это свойство присуще не только действию, но и претерпеванию и положению. Пятое свойство действия то, что оно не существует без движения: ведь невозможно без движения нагревать или жечь, или охлаждать, или учить и тому подобное. Шестое свойство, которое и есть в собственном смысле свойство, которое и обратимо – ведь оно ничему другому, кроме действия, не подходит – это то, что оно получается из делания и того, кто делает. Вот столько о действии.