Проповеди на праздники:


141 (из "Амфилохий"). О соотнесенных

Соотнесенные – это те, бытие которых тождественно некоему отношению к чему-либо, то есть чье существование заключается в отношении к другому, например, двойное и половина; ибо двойное имеет бытие в отношении к половине, а половина – к двойному, так же и применительно к другим. К соотнесенным причисляется и нечто, из чего одно говорится по тождеству, другое по неравенству, третье по рождению, иное по причастию, другое по подчинению, другое по претерпеванию, другое по суждению, другое по положению, а нечто – по возведению к роду.

Примеры: по тождеству, как друг есть друг друга и враг – враг врага, и подобное подобно подобному; по неравенству, как большее больше меньшего и двойное больше своей половины; по рождению, как отец есть отец сына; по причастию, как причастное причастно причаствуемому; по подчинению, как господин есть господин раба; по страданию, то есть претерпеванию, как бьющий бьет подвергающегося побоям, а тот подвергается побоям от бьющего; по суждению, как наука есть знание о познаваемом; по положению, как левое есть левое от правого; по возведению к роду, как грамматика, музыка и подобные [науки]. Ибо каждая из них сама по себе не возводится к соотнесенным, но согласно возведению к роду, возможно, могла бы быть возведена: ведь их род есть наука, а та принадлежит к соотнесенным, так что и они из-за рода суть из соотнесенных. Но об этом умозрении подробнее будет сказано в другом месте.

Определение же соотнесенных, упомянутое в начале, есть в собственном смысле определение природы соотнесенных, а то, что мы скажем сейчас, кажется скорее неким следствием. Оно таково: соотнесенным является то, что в том самом, что оно есть, говорится как о принадлежащем другому, или каким бы то ни было иным образом по отношению к другому. Я сказал, что такое определение не выявляет природы соотнесенных, потому что не все, что говорится как о принадлежащем другому, есть и соотнесенное. Ведь о руке говорят как о чьей-то руке, и о голове как о чьей-то голове, и о других членах подобно, но они не соотнесенные: ибо они суть сущности, а никакая сущность не соотнесенная. Однако следует знать, что из соотнесенных одни высказываются в родительном падеже, как господин есть господин раба, а другие в дательном, как познаваемое есть познаваемое наукой, а другое в винительном, как бьющий бьет подвергающегося побоям. Поэтому следствие, которое было упомянуто, после «говорится как о принадлежащем другому» прибавило: «или каким бы то ни было иным образом», чтобы «говорится как о принадлежащем другому» указывало на выражаемое родительным падежом, а «каким бы то ни было иным образом» – дательным и винительным.

Соотнесенные имеют четыре свойства. Первое, что среди них есть противоположность: ибо науке противоположно невежество. Но это свойство подходит не всем соотнесенным и не им одним: не всем, потому что удвоенному ничто не противоположно, а не им одним, потому что и у качества есть противоположность. Второе же свойство – принимать большую и меньшую степень, но оно подходит соотнесенным тем же образом, что и предыдущее свойство. Третье свойство соотнесенных есть то, что они применяются к обратимым вещам: например, раб называется рабом господина, и господин – господином раба, и двойное – двойным своей половины, и половина – половиной двойного, и большее – большим меньшего, а меньшее – меньшим большего, и наука – наукой познаваемого, а познаваемое познаваемым наукой, и ощущение – ощущением ощущаемого, а ощущаемое ощущаемым ощущением, подобно и применительно к другим. Это свойство присуще и всем соотнесенным, и только им. Четвертое же, что они одновременно присущи природе: ведь двойное и его половина существуют вместе, и двойное есть, когда есть половина, и господин есть, когда есть раб, и раб есть, когда есть господин, подобно же этому и прочее. Ведь если нет двойного, нет и его половины, а если нет половины, нет и двойного, подобно же и с прочим. И это свойство присуще и всем соотнесенным, и только им. Ибо этому не противоречит ощущаемое и ощущение: ведь хотя огонь и вода и прочие стихии существуют прежде живых существ, у которых вообще есть ощущение (ибо каждое из живых существ состоит из стихий), но предсуществовали они не как ощущаемое, а как тела или сущности, потому что когда не было ощущения, поскольку живые существа еще не возникли, стихии тоже не подпадали под чье-либо ощущение. Не подпадая же под ощущение, они никак не были ощущаемыми, а стали они ощущаемыми, когда их восприняло ощущение. И звезды, если кто ставит их возникновение раньше человеческого и называет их познаваемыми, когда еще не было науки, через вышеприведенное решение выйдет из затруднения. Да, звезды существовали, но не как познаваемые – ведь если еще не усматривалось науки о них, как они были бы познаваемы? – но ясно, что они стали познаваемыми тогда, когда сделались предметом науки. А утверждающие, что они вечно существовали вместе с небесным телом, понятно, не допустят, и что человек вообще предсуществовал во времени, или что стихии были раньше живых существ, или звезды раньше науки, но сочтут справедливым, что простое предшествует сложному лишь на словах и в умозрении. Так что всем соотнесенным присуще существование вместе с природой. Но достаточно сказано и о соотнесенных.

Проповеди на праздники:

Наверх