Проповеди на праздники:


13-я Неделя по Пятидесятнице, 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему молитвенному вниманию притчу Господню о злых виноградарях. В этой притче Господь раскрыл ту истину, что народ еврейский, призванный быть хранителем веры в истинного Бога, оказался недостойным; и потому отнято от него Царство Божие и дано народу, приносящему плоды его.  

Вот содержание этой притчи. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило (яма для выжимания винограда), построил башню и, отдав возделывать виноградник виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, хозяин послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять свои плоды. Но виноградари, схватив слуг его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями. Тогда хозяин послал других слут, больше прежнего. Но с ними поступили так же. Наконец, послал к ним единственного сына своего возлюбленного, говоря: «Постыдятся они сына моего». Но виноградари, увидев сына, стали говорить между собой: «Это наследник. Пойдем, убьем его, и завладеем наследством его», и, схватив его, вывели вон из виноградника и убили его.  

Сказав эту притчу, Спаситель спросил: «Итак, когда придет хозяин. виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Ему ответили: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».  

Объясняется эта притча так. Хозяин дома — это Бог. Виноградник — это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры, ограда виноградника — закон Божий, данный через Моисея, башня — храм Иерусалимский, точило, куда стекал сок винограда, — это жертвы, прообразовавшие собой в Ветхом Завете крестную жертву Иисуса Христа. Виноградник — это первосвященники, книжники и начальники еврейского народа, слуги хозяина — св. пророки, Сын Хозяина — Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.  

Так это было и в действительности. Вожди иудейского народа избивали посылаемых Господом пророков, а Спасителя, Единородного Сына Божия, они отвергли и, выведя Его за город, распяли на Голгофе. Последствия же отвержения Господа Своим избранным народом нам известны: город Иерусалим был разрушен до основания, храм сожжен и народ частью перебит, частью рассеян по всей земле и таким образом лишен своего места. Так бесславно закончилось церковно-общественная жизнь избранного народа еврейского с его преступными вождями.  

Но любовью Божией явился новый виноградник — это Святая Церковь Христова, в которую входит не какой-либо один только избранный народ, но всякий человек без различия, к какому бы он народу не принадлежал, лишь бы имел в сердце своем веру и любовь Христову. Этот новый виноградник — Церковь Свою — Господь передал иным делателям, т. е. пастырям духовным.  

Я есмь истинная виноградная лоза, — говорит Господь, — а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15, 1-2).  

И кто самовольно отойдет, оторвется от Христа, то, как оторванная ветвь, засохнет. Такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают, — говорит Господь (Ин. 15, 6).  

Таким образом от нас, нового виноградника, или, иначе сказать, Нового Израиля, не говоря уже о пастырях наших, Господь требует плоды. Какие? Апостол Павел ясно и определенно отвечает: Плод духовный есть любовь радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23). Вот те добродетели, которые украшают сердце человека, словно спелая гроздь винограда, и делают его достойным забот Господа.  

Иные говорят, что мы не имеем в сердце любви, как нам быть? Если мы не ощущаем в сердце своем любви, необходимо усилием воли своей восполнить ее смирением, послушанием Святой Церкви Христовой и ее законным пастырям духовным, невзирая на их личные грехи, Другого пути нет. Ибо только в послушании и смирении мы принести достойные плоды покаяния, вводящие нас в Царство любви, радости и блаженства. 

 Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх