Проповеди на праздники:


11-я Неделя по Пятидесятнице. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый из нас, наученный еще с детства, читает молитву Отче наш. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим... - повторяем мы слова этой молитвы Господней.

Но, к сожалению, эти слова «якоже и мы оставляет должником нашим» не всегда соответствуют истине, действительности. Нередко случается так, что мы просим  Бога простить наши бесчисленные грехи, а сами не хотим извинить даже ничтожных обид, оскорблений, нанесенных нам ближними нашими. Мы желаем от Бога себе каких-то милостей, а сами бываем жестокосердны. Мы радуется своему благополучию (лишь бы нам было хорошо), а к горю другого равнодушны (а иногда не чужды и злорадства).

А между ·тем Иисус Христос прямо сказал: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Вот эту истину Христос и разъяснил в притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце, слышанную нами ныне в евангельском чтении.

Царство Небесное подобно царю, который пожелал свести счеты с рабами своими.  Привели  к  нему такого, который должен был ему 10 тысяч талантов (т. е. около 20 миллионов рублей). Но так как заплатить ему было нечем, то царь по обычаю Востока того времени  приказал продать должника с его женой, детьми и имуществом. Раб этот пал на  колени перед царем и просил его: «Государь, потерпи на мне и я всё заплачу тебе!» Царь был милосердным, он не только согласился подождать, но и весь долг простил ему. Казалось бы, какой радостью должно наполнится сердце этого человека, с каким  бы благожеланием он должен был бы относится к другим. Но, увы! Случилось нечто неожиданное. Не успел он еще обрадовать семьи своей, как  по дороге от царя повстречал одного из товарищей своих, который  должен  был ему 100  динариев, т. е. не более 20 рублей. Схватив его, он начал бить его, говоря: «Отдай мне долг». Товарищ его пал к ногам его с мольбой: «Потерпи на мне, и я все отдам тебе». Но было напрасно.  Безжалостный заимодавец, сам только что помилованный, не захотел пожалеть другого и посадил его в тюрьму. Это тем более преступно, что свой огромной долг он ни в коем случае не мог уплатить, а здесь была полная возможность.

Видевшие всё это и огорченные таким безжалостным поступком пошли и рассказали царю. Разгневанный царь призвал человека того и сказал ему «Злой раб! Весь долг я простил тебе, потому что ты меня умолил, не следовало ли и тебе помиловать товарища своего, как я помиловал тебя?» - и отдал его истязателям, т. е. людям, которые наказывают преступников, пока не отдаст ему всего долга. Это значит, что безжалостный заимодавец осужден был навечно, т. к. долг его был неоплатный.

Так и Отец Мой Небесный, - сказал в заключение Иисус Христос, - поступит с теми, кто не простит от всего сердца брату своему согрешений его.

Отсюда ясно каждому, что мы должны делать в тех случаях, когда нашу жизнь омрачают раздоры, обиды, оскорбления. Сплошь и рядом дело начинается с каких-либо мелочей, которые потом, мало-помалу, подобно снежному кому, разрастаются, и даже друзья становятся врагами. Как же в таком состоянии мы дерзаем говорить: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» К чему наша молитва?

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику (т. е. если ты придешь в храм Божий для молитвы) и там вспомнишь, что брат твой (т. е. ближний) имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Старайся же, христианин, всякую вражду против ближнего своего подавлять в самом начале. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (Мф. 5, 25), - говорит Христос.

Один монах Исаак рассказывает о себе: поссорился я со своим братом, сильно гневался на него. Вдруг однажды ко мне в келью вошел сатана под образом юноши и сказам: «Ты теперь Исаак мой, потому что кто гнев держит и зло помнит, тех Бог предал нам, и мы будем вместе в геенне». Услышав это, я поспешил к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Диавол же в злобе своей во время моего отсутствия сжег рукоделие мое и рогожу, которую я подстилал, когда молился!

Итак, прощение нами ближнему есть необходимое условие для получения прощения грехов от Господа, а иначе нас ожидает участь безжалостного заимодавца, т. е. это вечное осуждение.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх