1-я Неделя Великого поста, 1961 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В настоящее воскресенье — 1-е воскресенье Великого поста — Святая Церковь празднует Торжество Православия.
Этот праздник, установленный в 8 веке, в память победы Церкви над ее последними из своих многочисленных врагов — иконоборцами.
Нелегко досталась эта победа Церкви Христовой. Дорогой ценой куплено ею право на свое существование в мире. Основатель Церкви — Господь наш Иисус Христос — умер на Кресте. Главные Его сотрудники — апостолы — также все, кроме Иоанна Богослова, завершили свой апостольский подвиг мученической кончиной. Первые последователи Христа 300 лет были преследуемы, гонимы, мучимы и убиваемы. Но и после этих гонений долго еще Церковь волновали разные еретики и лжеучители, от которых православные терпели скорби и гонения не меньше, чем от самих язычников.
Да, поистине, как говорит апостол Павел: «Церковь наша утверждена на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 20). Апостолы и пророки — вот ее фундамент, стены ее сложены из костей мученических, а кровь их — ее лучшее украшение.
Созерцая дивные судьбы Церкви Божией, невольно спрашиваешь себя: что заставляло людей так жестоко и много страдать, идти на мучения, как на пир: добровольно, охотно, с радостью? Ведь всем известно, что христианские мученики часто сами напрашивались на мучения, причем молились за врагов своих. Откуда же происходило это дивное воодушевление в христианах первых времен? Какая сила двигала ими? И, наконец, что заставило Самого всемогущего Господа нашего Иисуса Христа, Творца всего видимого и невидимого, страдать? Ответ один — любовь! Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вот какова любовь Божия, которая принесла такую бесценную жертву за спасение мира! O, если бы мы захотели вникнуть и хотя бы немного уразуметь эту превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3, 19), то мы совершенно иначе отнесли бы и сами к делу своего спасения.
Христиане первых веков живо чувствовали и ясно сознавали величайшую, безграничную любовь Божию. Оттого-то они и сами так горячо возлюбили Христа и так твердо отстаивали веру в Него. Их мужество, стойкость в вере и радость при страданиях была лучшей проповедью о Христе. Всё это так поражало язычников, что часто палачи бросали из рук орудия казни и становились христианами.
Мы с вами, возлюбленные братия и сестры, имеем величайшее счастье на земле — принадлежать к этой истинной Святой Православной Церкви Христовой. A быть православным — то есть правильно славить Бога, правильно верить в Него и правильно поклоняться Ему это значит любить Бога, людей и всё творение Божие, сохранять учение Христово в чистоте. Мы должны иметь мир и любовь между собой, должны иметь смирение и слушаться голоса матери своей — Церкви Православной. Всякое непослушание, суемудрие и гордость вредят нашей душе и приводит к ересям, расколам и заблуждениям.
Теперь, в эти святые дни Великого поста, когда мы исповедуем свою веру и принимаем св. причастие, совершается над каждым из нас невидимый суд Божий. Суд Божий — не человеческий суд. На человеческом суде бывает так, что чем человек больше представит доказательств своей невиновности, тем скорее будет оправдан. На суде же Божием как раз наоборот: чем больше мы будем себя обвинять, тем скорее получим помилование.
Поразмыслим об этом — приведем соответствующий пример.
Вот если человек взойдет на высочайшую гору, так что облака будут идти под его ногами и широкая река будет представляться тонкой серебристой ленточкой, он будет высок тогда для земли, а к небу почти не приблизится, ибо что значит 20.000 футов в сравнении с 200.000.000 миль расстояния от солнца до земли? То же что песчинка по сравнению с огромной горой.
Это же рассуждение применимо ко всяческой человеческой высоте. Чем больше человеческий разум открывает нового, тем больше для него раскрывается горизонт неизвестного. И что значит человеческая добродетель и человеческий разум в сравнении с совершенством и премудростью Божией? Взмахни своими крыльями, человеческий дух, и поднимись сколько можешь — это высоко и прекрасно, — но не мечтай, что ты через это сравнялся с Богом. Расстояние между Ним и тобой по-прежнему велико, это расстояние может быть заполнено не возвышением самого себя, а только смирением.
Аминь.