Проповеди на праздники:


0б иконопочитании. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Божественная Литургия 1995 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь совершает память отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Это было в 787 году после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. И догмат об иконопочитании, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Святой Церкви. Он утверждает прежде всего тайну Боговоплощения. Оттого что Бог стал человеком, Неописанный дает Себя описать, взяв на себя человеческое тело, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым, доступным. То, что говорит святой апостол Иоанн Богослов о тайне Богочеловека, которого «мы видели и слышали, которого осязали руки наши». Икона — это дар Божий. Представьте себе храм без иконы. Это как без присутствия Божией Матери и всех святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона — Богомыслие в красках, как говорят святые отцы, доступное уму и сердцу каждого человека.

Подлинные иконы — особое духовное и художественное явление. Их можно сравнивать с детскими рисунками. Детские рисунки отличаются от всего ocтального, что известно нам в живописи, от величайших шедевров тем, что в них есть такое качество, которого не может достигнуть самый величайший художник. В них нет плотяности, тяжести, то есть земной неодолимой притяженности, которая естественно присутствует в произведениях всякого взрослого человека. И до тех пор, пока этот взрослый человек подвигом святости не достигнет такой чистоты и простоты, которая есть у детей, — как говорит Сам Христос, если не будете как дети, то не войдете в Царство Божие — он не может избавиться от своего естественного недостатка, который в самом блестящем произведении присутствует.

Удивительно, что иконописцы очень часто остаются безымянными. Mы знаем имена многих знаменитых святых мастеров-иконописцев, начиная от Апостола и Евангелиста Луки, преподобного Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, преподобного Алипия Печерского, других иконописцев. Но большинство из них безымянны, потому что вы не найдете нигде икону, которая была бы подписана именем того, кто создал это чудо. Это принадлежит Церкви. Это высшая духовность, когда сам человек с его претензией на что-то, на свою личную славу, полностью исчезает. Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые отличются от всех прочих людей тем, что они не говорят ничего от себя. Бог говорит через них. И то же самое мы видим там, где нам является богословие в красках. Очень часто великие мастера работали в содружестве со множеством других художников-иконописцев,очень талантливых, которым даже в голову не приходило, что их труд, их имя нигде не будет упомянуто. Они знали, что это Господу посвящается, и Господь принимает это приношение. Когда освящаются иконы благодатью во имя Святой Троицы, они начинают обладать своиством живого присутствия Бога, Божией Матери и святых.

Очень многие знают, как Господь дарует Свои милости через образы, необязательно чудотворные. Просто через иконы, которые есть в церкви. Я знаю одного молодого человека, который глубоко обратился к вере именно тогда, когда он приложился в Великую Пятницу после выноса Святой Плащаницы к иконе Спасителя. До этого Евангелие, книги святых отцов, которые он открывал, казались ему мудростью, красотой, но достаточно отвлеченными. Когда он приложился, не думая ни O чем, стоя в очереди со всеми другими людьми, к Святой Плащанице, он внезапно узнал, что есть жизнь вечная, что он касается не просто иконы, изображения Плащаницы, а той самой Плащанице, в которую был положен Господь бездыханный.И жизнь нетленная коснулась его.

Необязательно, подчеркнем, чтобы это был чудотворный образ. Одна женщина рассказывала, как она тоже, можно сказать, на пороге веры пришла в один московский храм, купила маленькую бумажную иконочку Божией Матери. Это было в советские годы, тогда качество изготовления икон было весьма скромным. И когда дома она начала молиться перед этой иконочкой, внезапно узнала о том, что она молится перед Божией Матерью, Которая лицом к лицу присутствует здесь, принимает ее молитвы. Как мы знаем, были такие обращения людей, когда они читали Евангелие, и внезапно давал Господь узнать, что Он присутствует в этом чтении, за этим чтением. Так через образы простые, самые безыскусные открывает Господь это свое святое благодатное присутствие.

Вот почему такой ненавистью врагов Православия были всегда окружены святыни Церкви. И нигде не было такой страшной войны против Церкви — ни против католичества, ни против протестантизма — как мы могли видеть эту лютую войну против Церкви Православной. Ужас охватывает, если вспомнить, что делалось с иконами. Их нe просто сжигали, расстреливали иконы в безумии своем люди, глаза на ликах выкалывали, плясали на иконах, на помойку бросали, чтобы как-то осквернить. Все богоборчество, все человеконенавистничество присутствовало в этом, потому что икона — это тайна Богочеловечества Христова. Это была война и ненависть к Богу и к человеку. В этом были все ереси, какие только существовали, потому что догмат об иконопочитании уничтожает все ереси, он — печать всех остальных догматов. Оплевание и заушение Христа во время Его Страстей обратили теперь на лики Спасителя, на изображение Божией Матери и святых. Самые страшные войны против человечествa, все ГУЛАГи и освенцимы духовно B этом присутствовали. Сам диавол, сам антихрист, о котором апостол Иоанн Богослов говорит, что его всегдашним первейшим признаком является отвержение тайны Боговоплощения и ненависть к Боговоплощению.

Мы сознаем, что без иконы, без предстояния нашей жизни перед лицом Божиим, перед Божией Матерью, всеми святыми каждый из нас стал бы легкой добычей греха, диавола и вечной смерти. И это относится как к отдельному человеку, так и ко всему народу.Что было бы ? Россией, что бы она собой представляла, если бы не было у нее когда-то Нерукотворного образа Спасителя во всех ее храмах и на боевых ее знаменах! Если бы не было чудотворных икон Божией Матери Казанской и Владимирской, если бы не было других, тысяч чудотворных икон, благоуханной чудотворной иконы Царя-мученика, которую сегодня Господь нам дает, нe было бы России. Она давно была бы уже мертвой пустыней, кладбищем.

Сегодняшний праздник святых отцов Седьмого Вселенского Собора призывает нас молитвенно почтить исповедников веры и великих иконописцев, всех православных христиан, которые оказались верными благодатным святыням, данным в Церкви. Как говорит преподобный Иустин Попович, недавно прославленный сербский святой, о святых иконописцах, они делали все, чтобы душа их становилась оком, чтобы душа их имела бесчисленное количество очей, как у херувимов. И чтобы всякая добродетель была у них оком. И пост — оком, и молитва — оком, и любовь — оком, и милосердие — оком, и целомудрие — оком, и терпение — оком. С тем чтобы им дано было видеть невидимое и изобразить его для нас.

А великие исповедники защитники иконопочитания являли не меньший подвиг. Такие, как преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные, когда хулители икон, желая осквернить, оскорбить веру православную, на их лицах писали гнусные слова, выжигали каленым железом. И они отвечали: «Ha Страшном Суде прочтете то, что вы нарисовали на наших лицах». Через эти страдания их души, их лица, отражающие свет пречистого лика Христова, исполнялись этой благодатной жизнью.

И каждый из нас призывается сегодняшним праздником к тому, чтобы и нам хранить верность тайнам нашей Церкви, чтобы не быть никому из нас иконоборцами, теми, которые, как говорят святые отцы, устами своими исповедуют истинную веру, а жизнью своей дают ложное начертание этой веры, отвергая то исповедание Церкви, которое она хранит. Чтобы мы помнили о великой милости Божией, которая дается нам сейчас в храме, когда совершается богослужение. Во время богослужения священнослужитель обходит весь храм, совершая каждение перед иконами. И точно так же, тем же самым каждением он кадит всех предстоящих в храме. Ибо каждый из нас являет собой образ Божий, по-гречески — икону. Чтобы эта милость Божия раскрывалась во всей жизни нашей до самой смерти, и в вечности просияла красотой Божией. Аминь



Проповеди на праздники:

Наверх