Проповеди на праздники:


. Поучение в день Благовещения Пресвятыя Богородицы 1928г.

Ныне мы с вами, братие, переживаем в молитвенных воспоминаниях событие, являющееся зарёй или главизной, как говорит Церковь, нашего спасения. В нынешний день архангел Гавриил принёс с неба благую весть о том, что Пресвятая Дева Мария зачнёт во чреве и родит Спасителя мира.

Не без Божьего устроения Святая Церковь воспоминает это событие в дни, близкие к великому христианскому празднику Христова Воскресения. Благовещение бывает или до, или после этого праздника, редко, но бывает оно и в самый день Христова Воскресения.

Вот и ныне мы празднуем его в Лазареву Субботу. Праведный Лазарь, воскрешённый Христом, нынче празднует его с нами. И в самый день Благовещения мы слышим уверение о нашем общем Воскресении. Через неделю будет Пасха Христова.

То обстоятельство, что Благовещение всегда празднуется близ Пасхи, обуславливает и самый характер празднования. Переживая зарю нашего спасения, мы в ожидании переживаний Воскресения-венца дела Христова. Отчего, вспоминая зарю, мы не можем не вспомнить всей истории нашего спасения, увенчанной победным Воскресением Христовым?

И ныне мы с вами полны мыслями о служении и деле нашего Божественного Спасителя в его целом, почему вполне естественно остановить свои мысли на вопросе, что дал нам Христос, что принесла нам заря нашего спасения, приведшая за собой победный Венец Воскресения.

Вот непременная воля о нас Отца Небесного: Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы все обратились и живы были (см. Иезек 18, 23), т.е. перешли от смерти в жизнь, обрели Жизнь вечную. Об этом нам засвидетельствовал Христос: Воля Отца Моего, говорил Он, чтобы всех, кого Он дал Мне, не погубить, но дать им жизнь вечную (Ин 6, 39-40).

Живя в рабстве греху, отдаваясь в плен стихиям мира, лежащего во зле, мы гибнем; если останемся в этом состоянии без одного усилия освободиться от него, то погибнем окончательно. Вечная гибель, вечная духовная смерть - вот удел тех, кто не желает избавления. Христос пришёл для того, чтобы вырвать нас из цепей греха, отбить у мира с его стихиями.

Своим учением Он будит наше сознание и вселяет в нас убеждение в необходимости пробуждения от греховного сна, в необходимости нашего спасения. Когда человек убедится в необходимости своего спасения и пожелает его, Господь дарует ему все необходимые средства к тому. Вступление в Церковь Христову, полное послушание ей в деле спасения, её молитвы и богослужения, её Таинства и в особенности таинство Святаго Тела и Крови Христовых - вот средства, необходимые для спасения. Если человек пожелает и начнёт упорно работать над своим спасением, то с ним случится внутренний переворот, он постепенно совершенно изменится, станет другим, новым человеком, человеком не от мира сего.

Это и будет воскресение нашей души. Она здесь ещё, на земле, приобщится Неба и начнёт ещё здесь вечную жизнь. И в этом бренном теле засияет воскресшая душа, и этот мир, лежащий во зле, будет обстановкой для земного Ангела и небесного человека. А по смерти, в день Общего Воскресения, в котором ныне нас уверяет воскрешение Лазаря, а основанием служит грядущая Пасха Христова - воскреснет и обновится  всецело  и  самое тело, и человек весь, и по телу, и по душе воскреснет, оживится, будет новою тварью. И мир изменится соответственно человеку, и из мира, проклятого грехом, с царящим в нём злом, превратится в новую землю и новое небо, в которых будет обитать правда (см. 2Петр 3, 13). И  начнётся новая,  нами теперь не постижимая,  но неизъяснимо блаженная и счастливая жизнь.

Вот каким путём Отец Небесный чрез Своего Сына хочет изъяти нас из гибели, дать нам вечную жизнь.

Как же мы должны принять эту волю Божию о нас? А так же, братие, как приняла о себе волю Божию ныне Пресвятая Дева. Она сказала Ангелу: Я раба Господня, пусть будет со мною по слову твоему (Лк 1, 38). Вот так же покорно и с полной готовностью мы должны принять волю Божию о нас.

Начать и, не покладая рук, работать над делом нашего спасения, слушаясь Церкви и во всём поступая по её указаниям. Тогда заря спасения человеков родит зарю и нашего личного спасения, а Воскресение Христово воскресит сначала душу, а потом и наше тело.

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх