Речь при вручении посоха преосвященному Рафаилу, епископу Бруклинскому, 1904 г.

Речь при вручении посоха преосвященному Рафаилу, епископу Бруклинскому, 1904 г.

Преосвященный епископ Рафаил, возлюбленный во Христе брат!

Приветствую тебя с радостным и великим событием в твоей жизни. Ныне вся исполнившаяся света и радости здесь. Веселится о тебе Церковь Американская, ибо с твоим посвящением во архиереи умножается число столь вожделенных делателей на ниве Господней. Ликуют сродники и земляки твои, православные сирийцы, ибо ныне они получают то, о чем, быть может, только мечтали. Радощами играет и твое сердце, ибо ты днесь призываешься к высшему служению в Церкви Божией, символ которого – архиерейский жезл – принимаешь от моей руки. Но радуясь и благодаря Бога, благоволившего о тебе сице, вникни умом и сердцем в то, что хотя и облекаешься высокою властью, но символ ее тебе дается простой и скромный – жезл, напоминающий пастырский посох.

Пастыреначальник Христос изрек Своим ученикам: Князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими; не тако же будет в вас; но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга, и иже аще хощет быти в вас первый, буди вам раб, якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити. (Мф.20:25–28). Значит, власть духовная есть служение другим низшим, и «архиерейство есть не безответственное господство, не подавляющее самовластие, а отеческое попечение».

Это отеческое попечение о людях чаще всего в слове Божием представляется под образом пастыря, пасущего стадо свое, почему и знаком оного является пастырский посох. Сам Христос называет Себя Пастырем добрым (см. Ин.10:11), и в Ветхом Завете сия глаголет Адонаи Господь: Якоже присещает пастух паству свою в день, егда есть облачен и мглян, среди овец своих разлученных, тако взыщу овец Моих и избавлю я от всякого места, аможе суть разсыпаны в день облачен и примрачен. И изведу я от язык, и соберу я от стран, и введу я в землю их, и упасу я на пажити блазе, и будут ограды их та-мо, и уснут и почиют тамо в пищи блазе, и на пажити тучне. Погибшее взыщу, и заблудившее обращу, и сокрушенное обяжу, и немощное укреплю, и крепкое снабдю (см. Иез.34:12–14,16). Вот образец и для твоего подражания, возлюбленный брат, тем паче, что многое из вышереченного приложимо и к твоим пасомым. Родные тебе сирийцы, нуждою гонимые, прибыли сюда из далекой родной земли искать счастья. Но сколько и здесь приходится им видеть «облачных и примрачных дней»! Как овцы, не имевшие пастыря, рассыпались они по лицу всей земли здешней. Бесхитростные, детски доверчивые, они часто делались добычею «зверей сельных», и не было у них «взыскающего и обращающего» до самого прибытия твоего сюда. Отныне настают и для них лучшие времена: рассыпанные по разным местам, они собираются в приходы, для них строятся церкви, отыскиваются пастыри, которые пасут их «на пажити блазе»; а ныне для дальнейшего успеха сего пастырского делания облекаешься ты и властью архиерейскою.

Возлюбленный брат! Пастырь пасет своих овец с посохом в руках; с ним выводит он их на пажить, с его помощью ищет заблудшую овцу и отбивает похищенную. Приими и ты, как пастырь добрый, сей жезл доброты (см. Зах.11:7) и им паси вверенную тебе паству на пажити Христовой.



Наверх