Пребывание Спасителя в Десятиградии и других языческих областях
Мало того: галилейское служение Христово захватывало и области вне Галилеи. Сюда относится, прежде всего, страна Гадаринская (или Гергесинская, или Герасинская, в зависимости от формы текста, которая колеблется даже в разных рукописях одного и того же Евангелия), на восточном берегу Геннисаретского озера (Мк.5:1–20; Лк.8:26–40; Мф.8:28–34). Эта страна составляла часть так называемого Десятиградия (Δεκάπολις: Мк.5:20, 7:31; Мф.4:25) эллинистических городов с иудейским населением по восточному и южному берегам Геннисаретского озера. Но Господь во дни Своего галилейского служения бывал и в чисто языческих областях: на финикийском побережье Средиземного моря и в странах Кесарии Филипповой. Из финикийских городов в Евангелии упоминаются Тир и Сидон (Мф.15:21–29; Мк.7:24–31). В тексте лучших рукописей Господь из пределов Тира вернулся к Галилейскому морю через Сидон и Десятиградие (Мк.7:31). Этот путь был кружной. Господь обогнул Геннисаретское озеро с севера на восток и в Галилею вошел с юга. Всего замечательнее в указании (Мк.7:31) то, что Господь из Тира направился в Сидон. Сидон был расположен на финикийском побережье севернее Тира. Избирая кружной путь, Господь тем самым удлинял Свое пребывание в чисто языческой стране. Кесария Филиппова, к северу от Галилеи, у подножия Ермона, близ истоков Иордана, упоминается в (Мф.16:13; Мк.8:27). К Кесарии Филипповой в первых двух Евангелиях приурочивается перелом евангельской истории, о котором речь будет ниже. Господь удалялся в языческие области, взыскуя уединения (Мк.7:24; Лк.9:18) – о Кесарии Филипповой, но без обозначения места. В общей связи евангельского повествования у нас не возникает сомнения, что уединение Господу было нужно для воспитания учеников. Но, пребывая в языческих областях, Господь неизбежно входил в соприкосновение с языческим населением. Об этом наглядно свидетельствует евангельское повествование об исцелении бесноватой дочери языческой женщины: хананеянки (Мф.15:21–29), сирофиникиянки (Мк.7:24–31).