Проповеди на праздники:


Поучение пред Плащаницей у Вечерни Великаго Пятка 1926г.

Будем любить не словом и языком, а делом и истиной- поучает нас Апостол (1Ин 3, 18). А этот Гроб нашего Великого Учителя являет величайший образец такой любви. Он до конца возлюбил нас. Его любовь отдала это Тело на страшные муки. Его любовь положила отдать душу Свою за други Своя(см. Ин 15, 13). Вот вам дело и истина Великой Любви. Пред нами её доказательство, её печать, её удостоверение. Но удостоверяя великую любовь к человечеству Христа, гроб Его является и завещанием нам, как жить. Как Я возлюбил вас, так и вы любите себе, говорит этот Гроб словами Того, Кто заключил Себя в нём (см. Ин 15, 12), и тем обязывает нас руководствоваться в нашей жизни этой великой силой, имя которой Любовь. Мы, христиане, обязаны воспитать в своём сердце великую любовь христианскую, начать учиться и научиться любви. Предметом любви христианина должен быть прежде всего Бог. Господа своего мы обязаны любить всеми силами своего духа, любить безраздельно, любить постоянно, любить пламенно ... Любящий всецело принадлежит любимому, и не может и не хочет принадлежать никому другому. Значит, нужно всецело, без остатка, принадлежать Богу. Им Одним жить каждый момент своей жизни. День и ночь учиться познавать Его волю, и каждое дело своё, каждый свой  шаг  превращать в служение Богу. О, как блажен муж, которого воля в законе Господнем, который закону Господню поучится день и нощь (Пс 1, 2).

Но только тот истинно любит Бога, кто  умеет  соединить эту любовь с любовью к людям. Нельзя истинно  любить Бога, не любя Его образа и подобия, таинственно заключённого в человеке. Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, - учит нас слово Божие (1Ин 4, 20). Посему христианин, любя всем существом Бога,  не может не любить ближнего своего, как самого себя (Мф 22, 39) О том, как любить, говорить не нужно, так как всякий  знает, как он любит самого себя. Будем лучше говорить о том, кого любить. Любить нужно не только близких своих, не только тех, кто нас любит - и язычники любящих их любят (см. Лк 6, 32). Любить любящих нас не значит любить кого­ либо, а значит любить самого себя. Это только одна из форм себялюбия. В любящих нас мы любим не их, а их любовь и услуги нам. Вы же, - говорит Христос,- любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, добро творите тем, кто делает вам неприятности (Мф 5, 44; Лк 6, 27- 28) Ведь и в самом отъявленном преступнике заключён образ Божий. Печать его неизгладима. Посему мы обязаны любить всякого человека, как носителя образа Божия. Будь этот человек заклятый враг, гонитель наш, мы обязаны любить его, и любить не только как самого себя, но любовью кладущих души своя за други своя (Ин 15, 13). Трудно? А разве легко было Спасителю любить Иуду-предателя, разве легко было Ему молиться за распинателей?  Но Он смог, сможем и мы, если с верой попросим у Него помощи. Верующий в Меня,- говорит Христос, - дела, которые Я сотворил, и больше сих сотворит (Ии 14, 12). Лишь было бы искреннее желание и молитва. Христос не мог учить невозможному.

Итак, мы должны научиться любить и можем это сделать. Тем более, что Лежащий в  этом гробе вещает нам: Как Я возлюбил, вас, так и вы любите себе (Ин 13, 34). Неужели вид этого Гроба и его проповедь не пронзят до конца наше сердце, неужели мы, видя такое великое доказательство любви Христа к нам, останемся бесчувственными?

О, Господи, порази наше жестокое сердце, изгони из него всё, что мешает нам творить благую волю Твою, и тогда наше сердце будет способно любить Тебя и ближних так, как Ты возлюбил нас.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх