Вход Господень в Иерусалим. 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Церковь, а вместе с нею и мы празднственно вспоминаем торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Господь наш Иисус Христос, во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном, за шесть дней до Своей смерти, после чудесного воскрешения Лазаря являет Себя иудейскому народу в последний раз, заявляет решительно, что Он есть воистину Тот Мессия и Царь, Которого они ждут.

Он торжественно восходит, сидя на молодом осле, сопровождаемый множеством народа, в столицу Израильского царства, во святой град Иерусалим. Все соединилось для того, чтобы встреча эта была самою торжественною: толпы народа провожали Иисуса Христа от самой Вифании до Иерусалима, при этом многие расстилали одежды свои на дороге, другие срезали зеленые пальмовые ветви и бросали их по пути шествия Спасителя, потрясая ими в воздухе. Картина была очень торжественная и трогательная, это было одно из самых лучших и радостных событий в земной жизни Спасителя. Сопровождавшие и встречавшие Иисуса Христа приветствовали Его восторженными словами, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! » (Мф. 21, 9. Лк. 19, 38). Так торжественно и радостно встретил израильский народ своего Царя, столь давно им ожидаемого.

И есть о чем радоваться израильскому народу, встречая своего Царя! Это был не обыкновенный земной царь, который силою оружия покоряет себе народы, но Тот Царь, о Котором еще в древности пророчествовал святой пророк Захария, говоря: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жреби,а юна» (Зах. 9, 9). Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего человечества, несущий для него оправдание от терзающего его греха. Вступал Царь кроткий, Который не только Сам кроткий, но Который грядет научить людей кротости, установить в человечестве мир, царство мира и кротости, Который привлечет к Себе людей кротостью, смирением и любовью. В Иерусалим входил Царь спасающий — Спаситель мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в мире зла. После этого понятно, почему такая радостная была встреча Господа при входе Его в Иерусалим, которую устроил Ему израильский народ.

Эта великая радость израильского народа будет для нас понятнее, если мы вспомним те условия, в каких тогда находился этот народ. Перед рождением Иисуса Христа народ израильский был порабощен римлянами, которые отдали его в управление жестокому и несправедливому Ироду; подобны Ироду были и наместники римские. Нравственно-религиозное состояние израильского народа было крайне плачевно. Религиозные вожди иудейского народа отличались порочностью, неверием, корыстолюбием и другими пороками. Поэтому естественно было для израильского народа ожидать себе спасителя-царя, который бы избавил людей от бед и уничтожил среди них беззаконие. И когда этот Царь явился, то неудивительно, что народ принял Его с такою торжественностью и радостью.

Радостную встречу Господа нашего Иисуса Христа мы ежегодно торжественно празднуем, и это празднуемое событие не должно для нас иметь значение только события исторического, но значение события, существенного для нас, для нашей души. Спаситель мира есть Царь не одного только израильского народа, но всех людей, и приходил Он не только к еврейскому народу, кроткий и праведный, но постоянно идет к каждому из нас, постоянно стучится в двери сердца нашего, и мы должны всегда с великою радостью встречать нашего Господа. Потому в ныне чтенном апостольском чтении святой апостол Павел говорит нам: «Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4). И эта радость наша о Господе должна быть более сознательною и совершенною, чем радость израильского народа, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение шествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего сходил с неба на землю Христос и что Он сделал для нас. Но как выражать нашу радость при сретении Господа — этому мы должны поучиться у израильского народа. Иудеи, встречая Господа, постилали Ему одежды свои. Чтобы понять таинственный смысл этого символического действия, надо припомнить, что в древности одежда знаменовала собою то или иное душевное состояние человека. Поэтому если кто снимал свою одежду и постилал ее пред каким- либо лицом, то этим он выражал, что он повергает самые возвышенные чувства — чувствования любви, уважения и благоговения — пред тем лицом, пред которым он постилал свои одежды. Израильтяне выражали свою готовность отказаться от самих себя и посвятить свою душу и тело Царю Израильскому, Которого они встречали. Так точно должно и нам поступать при сретении Господа. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную, загрязненную грехами духовную одежду и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды, когда откажемся от своей злой воли, и облечемся в нового человека, и себя всецело предадим воле Христа Спасителя, когда безропотно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби, — вот тогда наша встреча Христа будет самой лучшей и приятной для Господа.

Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и постилал их на пути Господу. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом подразумевается очень часто человек. Так, например, под добрым деревом разумеется добрый человек, под сухим — человек худой, не приносящий добрых дел. Пальма же, отличаясь своею крепостью и красотою, знаменовала собою нравственную красоту человеческую. Поэтому когда израильтяне срезали пальмовые ветви и постилали их к ногам Спасителя, то этим они выражали свое доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царем. Так и мы должны при сретении Господа являть в себе добрые качества пальмы — наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твердые убеждения нашей веры, чтобы никогда наша добрая жизнь не засыхала или не предавалась порче и тлению, но всегда была свежая и цветущая.

Наконец, при встрече Спасителя израильский народ восклицал и славил Господа, говоря: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Этим народ израильский желал выразить пред Господом свое радостное чувство. Так точно и мы должны славословить Господа и устами — словесно, и молчаливо — своею доброю жизнью, чтобы во всем прославлялся Спаситель наш Иисус Христос. Подобно тому как небо, хотя и не имеет уст, но своею красотою заставляет других славить Творца, так должен и всякий прославлять Господа своим добрым поведением и жизнью. Но мы должны прославлять Господа и устами своими — во всяком духовном пении и молитве — за Его чудные дела и неизреченную к нам любовь и милосердие.

Если таким образом будем служить Господу всем своим сердцем и с радостью и преданностью встречать Его, то Он, еще в этой земной жизни, исполнит нас духовною радостью, а что еще важнее, пременит эту временную радость на вечную в будущей жизни, которой не будет конца. Аминь.

13 (26) апреля 1964 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх