Великий пяток. Благовещение Пресвятой Богородицы. 1961 г.

Великий пяток. Благовещение Пресвятой Богородицы. 1961 г.

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, когда на востоке занимается светоносная заря, то многообразный лик прекрасных звезд спешит тогда скорее скрыться, густой мрак темной ночи совершенно исчезает, в зеленых лесах раздаются стройные голоса птиц, люди пробуждаются от глубокого сна к разным занятиям. И всему миру эта светоносная вестница возвещает близость солнца, возвещает, что вот уже настает день. 

Точно так же сегодня из светлых обителей невечернего востока исходит огнезрачный архангел Божий, светлый и чистый Гавриил. И тотчас же, как только он своим приветствием «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1, 28) возвещает пришествие незаходимого Солнца правды, тотчас начинает поспешно убегать богопротивное многобожие; человеческий род, погруженный в сон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Через благодатное благовещение архангела мир от нечестия обращается к благочестию. 

О неизреченная радость! О невыразимое чудо! Радость, ибо сегодня предвечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего; Сын воплощается содействием Всесвятаго Духа, Дух нисходит на Деву, и Дева безсеменно зачинает. Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным. Второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое, вечное и временное, пребывает в одной ипостаси. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама и даруется благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, ибо бестелесный, бесплотный и невещественный Бог благоволил принять тело, плоть и вещество, соединяя в Своем Лице и человеческое и божественное. 

Величественное и трогательное зрелище небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту ангельского благовестия о рождении от Девы Спасителя мира. Вот перед нами благовестник — архангел Гавриил. Он полон безграничного восторга, сподобившись великой почести — быть благовестником о рождении от Девы Сына Божия. На небе бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Евангелие (Лк. 15, 7). А он, Гавриил, явился с благовестием о рождении Того, Кто весь мир призовет к покаянию, прольет кровь Свою за спасение мира, и бесчисленное множество людей покаявшихся спасет от вечной погибели. И Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Предмет благовестия, значение его так восторгает его, блаженство Богоизбранной Посредницы так поражает его, что он прежде благовестив называет Ее возлюбленною Богом, Который с Нею, благословенною между женами. И когда Пресвятая Дева смущается от его слов и размышляет, что бы это было за приветствие, он успокаивает Ее смущение восторженным изречением благовестия. «Не бойся, Мария, — говорит он Деве,— ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». На новое недоумение Девы о том, как будет рождение от Нее Сына, когда Она мужа не знает, ангел с новою силою говорит Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 30—33, 35—37). И, совершив свое благовестие и услышав от Марии полные смирения и преданности воле Божией слова: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), архангел в том же восторге отходит от Девы, в каком и явился Ей, и благовествовал Ей. 

Точно так же и сердце Приснодевы было исполнено внутреннего восторга при архангельском благовестии о рождении от Нее Спасителя мира. И восторг этот открылся при первом же поводе к обнаружению его — при встрече Марии с праведною Елисаветою. Услышав приветствие Богоотроковицы, Елисавета исполнилась Духа Святого и называет Марию благословенною между женами и Матерью Господа. В ответ на это приветствие Пресвятая Дева со всею силою изливает восторг души Своей: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46—48). Такую священную радость испытывала Пресвятая Дева в минуту благовещения архангела. И нас всех к этой радости призывает воспоминаемое ныне всерадостное событие. 

Но что еще зрится сегодня через оконце назаретской горницы? Это Иерусалим, град Царя великого, наполненный бесчисленным множеством народа, взволнованный и беспорядочный. Готовится кровавое дело. Мужа Величественного подвергают оплеванию, биению, заушению, страшным ранам, осуждают на смерть и на Голгофе пригвождают ко кресту. Невыносимые страдания, бесчеловечные поругания испытывает Он и в страшных мучениях предает дух Свой в руки Отца Небесного. Кто этот необычайный Страдалец? Прочтем надпись на кресте: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» — вот что гласит эта надпись... Необычайный Страдалец — тот самый Иисус, о Котором архангел благовествует Деве. Благовестник небесный, где же твое благовестие? Ты возвестил, что Сын Марии будет велик, а Он висит на кресте умален, унижен паче всех сынов человеческих. Ты возвестил, что Он наречется Сыном Всевышнего, а Он вменяется с беззаконными, подвергается позорной казни. Ты возвестил, что даст Ему Бог и Отец престол Давида отца, а Он вознесен на крест. Ты возвестил, что Его Царству не будет конца, а Он скоро должен перейти из царства живых в царство мертвых. Где же слова благовестия? Не должна ведь на печаль преложиться радость благовестия твоего? 

«Да не смущает никого, — ответил бы нам благовестник на подобные недоумения наши, — да не смущает никого зрелище уничижения, страданий и смерти Сына Мариина. Так надлежит пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24, 26)». Страдания и смерть Его ужасны, причиняют скорбь великую, но они промелькнут подобно короткому тяжелому сну и сменятся вечною славою, вечным царством Христа. Кратковременная скорбь должна как тень исчезнуть пред светом радости!..

25 марта (7 апреля) 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх