Проповеди на праздники:

Прообразы Рождества Христова. 2018 г.

Прообразы Рождества Христова. 2018 г.

«В Рождественский сочельник богослужение совершается по особому чину, и если Рождество не выпадает на воскресный день, то в навечерие праздника служится вечерня, на которой мы слышим ветхозаветные чтения – прообразы Рождества Христова; вечерня перетекает в Литургию Василия Великого. Когда же Рождество выпадает на воскресный день, то порядок служб меняется, и Литургия Василия Великого совершается не в сочельник, а в самый день Рождества Христова (обычно на практике – в Рождественскую ночь). При этом вечерня совершается не перед Литургией сочельника, а после нее.

Эту вечерню в соответствии с церковным Уставом мы сейчас совершим. Во время богослужения прозвучат чтения из Ветхого Завета, каждое из которых в Древней Церкви воспринималось как прообраз Рождества Христова. Чтения начинаются с рассказа книги Бытия о сотворении мира, затем через различные книги Ветхого Завета Церковь ведет нас к встрече с рождающимся в Вифлееме Богомладенцем. На Великой вечерне прозвучит первое рождественское евангельское чтение, которое повествует об этом событии. Рождественский сочельник является преддверием Рождества Христова. Но в то же самое время это и начало празднования, потому что Младенец, Который родился в Вифлееме, уже рядом с нами. Мы прославляем Его и прославляем Его Пречистую Матерь, без Которой не совершилось бы таинство нашего спасения. Мы не знаем, каким образом в этом событии соединились воля Божия и воля человеческая. Но, как учат нас святые отцы, без согласия Божией Матери на то, чтобы стать Вместилищем Невместимого, принять внутрь Себя Бога и дать Ему земную жизнь, не произошло бы наше спасение. Инициатором спасения был Сам Господь, но содействие человека здесь было необходимо.

Точно так же и в деле спасения каждого из нас: Господь нас спасает, но ожидает, что мы в этом будем участвовать. Господь дает нам Свою благодать, но ожидает, что мы с благодарностью ее примем и те дары, которыми Он нас наделил, будем использовать для нашего блага и для блага ближних. Всякий раз, когда на этой земле рождается младенец, с точки зрения людей, которые мыслят материалистически, происходит обычное физическое явление. Но с точки зрения Церкви это всегда чудо, потому что он приводится в мир благодаря воле Божией и благодаря содействию людей; его рождение является плодом сотворчества человека и Бога.

Прославляя Божию Матерь как Ту, Которая приняла внутрь Себя Бога Воплотившегося, мы одновременно размышляем о призвании всякой женщины к материнству, к тому, чтобы давать жизнь следующим поколениям. Жизнь человеческая длится на этой земле и переходит из одного поколения в поколение благодаря двум факторам: воле Божией и содействию людей. Мы созерцаем сегодня таинство рождения Бога среди людей. Мы встречаем Бога, Который приходит к нам, чтобы поселиться и жить среди нас, дабы нам даровать спасение, искупление и вечную жизнь. Мы просим Его о том, чтобы Он помог нам идти путем ко спасению, а Его Пречистую Матерь – о том, чтобы Она помогала распознавать на нашем жизненном пути волю Божию так, как Она ее распознала в тот момент, когда ангел явился Ей и сказал, что от Нее родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Аминь».

Проповеди на праздники:

Наверх