Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1962 г.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1962 г.

Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня Церковь Христова, а вместе с нею и мы с вами со скорбью воспоминаем печальное событие в истории нашей христианской Церкви — день усекновения главы величайшего Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это трагическое событие ныне чтенное Евангелие передает нам в следующем изложении: за обличение святым Иоанном Ирода в незаконном сожительстве Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6, 17—29).

Как видите, сегодняшнее Евангелие воспроизводит перед нами мрачную картину, запечатлевшую кончину величайшего пророка, признанного Самим Спасителем большим всех, рожденных женами, в Царствии Небесном. Все в этой картине носит печать чего-то ужасного, непередаваемого. Этот блистательный пир, эти шумные рукоплескания пирующих, эта полная безумия пляска и потом вдруг эта дымящаяся теплою кровью голова, принесенная на блюде, поданная палачом молодой девице, которая, в свою очередь, отдает ее своей матери; это адское смешение ненависти и безумного веселья, пляски и убийства, крови и сладострастия — все это заставляет сердце трепетать и наполняет его ужасом.Читая Святое Писание о жизни великих свидетелей, светильников Божиих на земле, невольно приходишь в недоумение и спрашиваешь, почему для всех остальных, живущих на земле, Господом уготованы мир, наслаждение благами мира, утешение в скорбях? Они и умирают своею естественной спокойной смертью, а для этих верных и твердых избранников Божиих — такая ужасная, полная мучений и гонений жизнь, и очень часто такая страшная кончина.

Посмотрите, какою смертью умирают они: святой пророк Исаия распилен пилою, святой пророк Иеремия во рву побит камнями, святой Захария убит возле алтаря церковного, святой первомученик Стефан побит камнями, святому апостолу Иакову отсекли голову, святого апостола Петра распяли на кресте, апостол Павел был усечен мечом, да и все святые апостолы, за исключением святого апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Неисповедимы пути Твои, Господи! Зачем Ты уготовал для них такую кончину? Но из всех этих мученических смертей смерть Иоанна Крестителя является самой ужасной. Представьте блистающий огнями дворец Ирода, в котором идет пир, а под ним — мрачное подземелье, откуда нет никакого выхода на свет и на свободу. В нем томится человек; и среди ночи слышатся тяжелые шаги спускающегося грубого и безжалостного воина, отворяется дверь, и слышен только глухой шум тяжело упавшего меча — и все кончено. Был ли он застигнут во сне? Молился ли он? Произнес ли он какие-нибудь последние слова? Ничего нам не известно, кроме гробового молчания. Таким-то образом пресеклась на тридцать третьем году жизнь величайшего пророка Божия, который еще во чреве матери своей исполнился Духа Святаго, который тридцать лет прожил в суровых подвигах в пустыне и удостоен был крестить Спасителя мира, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

И если не иметь никакой другой надежды, кроме этого тленного мира, то при виде таких смертей можно прийти к полному разочарованию в жизни и сказать: зачем тогда стараться жить благочестиво, когда вокруг одна суета? Но для верующих это событие не может быть неразрешенным и наводить на них разочарование в жизни, если они имеют светлую надежду на будущее и смотрят на настоящую земную жизнь как на место своего изгнания. Праведники не умирают, смерть над ними не имеет власти, они вечно живут у Господа. Ни одно доброе дело, сделанное человеком ради Господа, не останется без награды, величайшие же заслуги и труды Крестителя Иоанна тем более соплели ему на небе множество наград и венцов. Только благодаря таким самоотверженным мученическим смертям могла родиться и возрасти христианская Церковь. Когда мы смотрим на какой-нибудь огромный дом, то непременно знаем, что в основании этого здания положен фундамент, на котором и держится здание непоколебимо, хотя его никто и не видит. Так точно и Церковь. Если мы сейчас видим в мире христианскую Церковь, где верующие находят себе приют от всех земных скорбей, где они веруют, надеются и радуются, то это только благодаря вот таким мужественным самоотверженным смертям, которых никому не сосчитать.

И хотя святого Иоанна Крестителя не стало, голос его будет звучать во все времена и обличать беззаконников. И теперь его высокий пример взволновал и растрогал наши сердца, и найдутся беспорочные души, которые, презирая обольщения этого мира, сделаются непоколебимыми свидетелями правды и истины. Кроме всего этого, необходимо верить, что смерть святого Иоанна Крестителя состояла под особым распоряжением промысла Божия и допущена с великой благодетельной целью: «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное» (кондак праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Спаситель мира уже давно был на земле, и приближалось время Его отшествия из этого мира. Дело, на которое Он был послан, уже было совершено, и те, кто ожидал Его на земле, привлечены к Нему. Но Спасителя мира ожидали не одни только живущие на земле, но и умершие, которых было несравненно больше, и вот для возвещения им о скором пришествии к ним Спасителя и избирается Предтеча Иоанн, который предвозвестил пришествие Спасителя мира жителям земли. Ирод и Иродиада были только орудиями исполнения непостижимой божественной воли, хотя и вина их этим не уменьшается.

Дорогие во Христе братия и сестры, совершая память ныне празднуемого события, постараемся для себя извлечь назидание во спасение своей души: мы должны крепко помнить, какой вред и грех приносит излишнее упоение вином и как опасно давать необдуманные клятвы. Если же мы по своей опрометчивости или минутному влечению и дали клятву, исполнение которой может быть не на пользу ближним, а во вред, тогда лучше не исполнять ее, лучше показаться пред другими неосторожным, нежели из-за ложного стыда делать зло ближним.

Помолимся сейчас Крестителю Господню, чтобы он, любвеобильный, принес за нас пред престолом Божиим свою молитву, чтобы он укрепил нас быть всегда твердыми свидетелями правды и истины Божией, провести нашу земную жизнь в покаянии и благоугождении и достигнуть вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Аминь.

29 августа (11 сентября) 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх