Пятница пятнадцатой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. 1965 г.

Пятница пятнадцатой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. 1965 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний день Святая Церковь празднует свой недельный праздник — Воскресение Христово и вместе предпразднует Рождество Христово; поэтому за всенощной читано Евангелие о воскресении Христовом, а за литургией — о предках Иисуса Христа по человечеству. Праздник, к которому мы ныне готовимся, есть один из величайших светлых праздников христианской Церкви. Ныне чтенное Евангелие знакомит нас с самой историей сего праздника, чтобы мы наперед прочувствовали значение его и, таким образом, вступили в самый праздник уже достаточно подготовленные. Важность сего праздника требует этого.

Целые тысячелетия род человеческий готовился ко встрече Искупителя. Сорок два рода преемственно прошло от Авраама в ожидании, когда придет тот день, в который сойдет на землю Спаситель. И для чего? Для того чтобы род человеческий явил себя более достойным и способным ко встрече и принятию обещанного Избавителя. Так и нас Святая Церковь еще заранее приготовляет к достойной также встрече сего великого праздника. Как бы в знак того, что ветхозаветные праотцы ждали и готовились к принятию Искупителя пять с половиной тысяч лет, и Святая Церковь перед праздником Рождества Христова установила пять с половиной седмиц поста, чтобы мы своим воздержанием, как и праотцы томительным ожиданием, очистив душу и тело, явили себя достойными к сретению великого дня Рождения Спасителя. Святая Церковь желает, чтобы мы день Рождения Спасителя торжествовали не как одно только простое историческое событие, совершившееся в Вифлееме, но и проникались самим духом, чувствами и радостью ветхозаветных праведников.

В нынешнем Евангелии читана родословная по человечеству Господа нашего Иисуса Христа. Дивное чудо, дивное смотрение благости Божией о падшем роде человеческом! Сын Единородный Небесного Отца, всемогущий Творец мира, Источник света и премудрости вступает в родство с человеческим родом, Сын Божий делается Сыном Человеческим, Братом человекам. Чему учит нас такое высокое родство наше с Богом, чему оно нас обязывает? Через вочеловечение Сына Божия мы приняты в самое близкое с Ним родство, мы носим имя христиан, являемся членами Его святейшего тела; как апостол Павел говорит, мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Но, дорогие братия и сестры, если в мире мы видим, что благородные по крови родители желают иметь благородными своих детей и родственников и не желают, чтобы родственники их бесчестили какими-нибудь безнравственными поступками благородство свое, хотя все это только внешнее, временное, — то скажите, какого же благородства в мыслях, чувствах, желаниях, намерениях, в словах, поступках требует от нас Единородный Сын Божий, бесконечная святость, Сый в лоне Отчи (Ин. 1, 18)?

Да, дорогие, родство наше с Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, требует от нас великого благородства, благонравия в жизни. Не лишнее скажу, что христиане должны жить на земле, как ангелы во плоти, и вот почему девство в христианском мире имеет высокое значение. Но чистота и целомудрие — не единственная добродетель, требуемая от нас родством с Сыном Божиим. От нас требуется простосердечие: если око твое (сердечное) просто, то и все тело твое будет светло (см.: Мф. 6, 22), то есть вся жизнь. Требуются сердечная благость, незлобие, смирение. Спаситель сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Требуется милосердие к ближним, как и Спаситель говорит: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). Требуется воздержание. Говорит Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21, 34). Требуется беспристрастие к земным благам — к пище, одежде, питию, славе мира сего: «не заботьтесь о пище и питии, ни об одежде вашей, во что одеться, ибо душа больше пищи и тело одежды; ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ср.: Мф. 6, 25, 33). Требуется терпение, ибо «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), — сказал Спаситель. Требуется повиновение, покорность Церкви, ибо Господь сказал: «Скажи о согрешившем церкви; а если и церкви не послушает, то да будет тебе он, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Видите, каких свойств требует от нас родство наше с воплотившимся нас ради Сыном Божиим. Будем дорожить этим родством своим со Христом, и ничего в мире этом не станем считать дороже этого родства, ибо все, что в мире сем, преходит, все временно, а главное — все суета. Если человек обладает благами мира — богатством, или мирскою образованностью, или здоровьем, а веры во Христа не имеет и не следует Евангелию Христову, то такой человек может быть назван бедным и несчастным.

Наконец, нынешнее Евангелие, исчисляя предков по плоти Иисуса Христа, отличавшихся живою верою в Бога, поучает и нас этому: вере ветхозаветных праотцев Спасителя, вере твердой, постоянной и живой, но не в грядущего Спасителя, а уже в пришедшего. Прославляя священными песнями дивный сонм святых праведников ветхозаветных, мы должны поучиться у них живой вере в Бога. Вера в обетованного Спасителя проникала все их существо, составляла, так сказать, душу их души, руководила всей их жизнью и вызывала на великие подвиги. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, — пишет святой апостол Павел. — Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего... Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет... Верою и сама Сарра (будучи неплодна)... не по времени возраста родила... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного... Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего... Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение... Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского... Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море... Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении... Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил и другие пророки верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, верою жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки , скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного», — заканчивает апостол Павел ( Евр. 11).

А мы с вами давно уже получили обещанное...

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх