Пятнадцатая неделя по Пятидесятнице. Об истинной любви к Богу и к ближнему. 1960 г.

Пятнадцатая неделя по Пятидесятнице. Об истинной любви к Богу и к ближнему. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры! В ныне чтенном Евангелии для нашего назидания и спасения предложена Господом весьма важная божественная истина: какая наибольшая заповедь из всего закона. Много учил Господь ветхозаветных людей через пророков разумению Его святой воли, так что святыми пророками написаны целые божественные богодухновенные книги. И в Новом Завете Господь в Евангелии преподал нам свои божественные заповеди, и вот сущность всех этих заповедей заключается в двух основных заповедях, которые Господь сегодня открывает нам, отвечая на вопрос одного законника.

Законник спросил, какая наибольшая заповедь в законе. Господь отвечает ему: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36—40). Эти заповеди не трудны, просты и удобоисполнимы, поэтому и мы, следовательно, должны употребить все свое внимание, силы и молитвы на исполнение этих двух заповедей, чтобы наследовать в будущем жизнь вечную.

Бога нашего мы должны любить прежде всего по чувству своего долга, по чувству нашей зависимости от Него, потому что Бог — наш Творец, Он нас сотворил, Он нам даровал все, что мы имеем. Наша жизнь и все окружающие нас предметы, которыми наша жизнь поддерживается, — все это для нас не иное что, как Божий дар. Мы обязаны Богу всякой струей воздуха, которым дышим, всякой каплей воды, которую пьем, всяким куском хлеба, которым питаемся, — одним словом, всем, что имеем и что служит к нашей пользе. Мы обязаны Богу нашим здоровьем, всякой душевной радостью, всякой доброй мыслью, всяким благочестивым чувством и расположением, всяким благородным делом, всяким утешением, чувствуемым в несчастии, — словом, мы обязаны Богу совершенно всем. Бог есть любовь, наилучший Отец, источник всех благ. Он возлюбил нас не только прежде, нежели мы могли любить Его, — Он возлюбил нас прежде, нежели кто-либо из нас возымел бытие. Божие о нас попечение началось еще с той поры, как каждый из нас зачат в утробе матери; мы существуем до сих пор потому только, что так угодно Богу. Мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).

Кроме того, Бог уделил нам много такого, чего не имеют все другие твари в мире: для нас Господь сотворил все и сделал нас полными владыками в мире, приблизил нас к небесным Своим ангелам, и Себя Самого запечатлел в нас, и дал нам вкушать Свое пречистое тело и Свою пречистую кровь. Посмотрите на животных: злая собака ласкается к хозяину своему, который имеет о ней некоторое попечение; злые звери укрощаются при приближении к ним того, кто имеет обычай давать им пищу. Если же человек не имеет должной любви к Творцу своему, осыпавшему его всевозможными дарами, то человек понстине грубее и неблагодарнее всех животных на свете.

Закон Божий никогда не запрещает нам, христианам, любить родителей и детей и вообще иметь естественные привязанности к вещам и лицам; он только налагает на нас обязанность, чтобы мы любили Бога более и предпочтительнее, нежели какие-либо вещи и лица. Поэтому нисколько не грешно пользоваться богатством, честью и славою, только грешно из-за них забывать Бога и нарушать Его заповеди. Нам не запрещено иметь довольство в пище и опрятность в одежде, только запрещено боготворить свое чрево и губить (тратить) на щегольство драгоценные дары Божии. Для нас нисколько не преступно любоваться красотами мира, потому что Сам Бог сотворил его прекрасным, только в вину нам всякое неумеренное пристрастие, которое развращает наше сердце, помрачает наш рассудок и делает нас несправедливыми и несчастными. Все создано Богом, и всякая тварь как будто говорит каждому из нас: люби не меня, а моего Создателя. Даже сами себя мы должны любить менее, чем Бога, потому что и нас сотворил тот же Бог. Самое сердце наше есть не столько наша собственность, сколько Божия; самая способность любить, самая любовь — не наше, а Божие произведение. Кроме того, что мы принадлежим Господу по естеству, как твари, Он нас во второй раз приобрел Себе благодатию Своею, купив нас кровию Своею, принявши на Себя наше человечество. Все это сделала любовь и требует от нас любви взаимной.

Но чем мы можем выразить свою любовь к Богу? Чем можно доказать любовь к Богу? Словами. Но одни слова не могут быть надежным знаком нашей любви к Богу. По заповеди святого апостола Иоанна Богослова, мы даже и ближних своих должны любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18), тем более Бога должны любить делом и истиною. Какими же делами мы докажем, что имеем любовь к Богу? Чтобы дать нам возможность оказать нашу деятельную любовь к Богу, Господу угодно было сказать нам, что всё, что мы ни сделаем для ближнего, Он признает сделанным для Него Самого. Всем, которые оказывают деятельную любовь своим ближним, на Страшном Суде Он скажет: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » (Мф. 23, 40). И всем, которые не оказали деятельной любви своим ближним, Он скажет: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). Поэтому эти две заповеди соединены между собою так тесно, что, не исполняя одной, мы никак не можем исполнить другую. Вот верный способ оказывать Богу любовь на деле! Приемщиками нашей благодарности Богу Господь поставил наших нуждающихся ближних. Всемогущему Богу мы ни в чем не можем помочь, потому что он Вседовольный и Всеблаженный, следовательно, должны помогать нашим ближним, прощать проступки против нас нашим ближним. Если же этого не исполняем, то в нас не будет истинной любви к Богу. По слову апостола Иоанна, если кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Итак, если мы хотим знать, истинна ли наша любовь к Богу, то нам должно обратить внимание на самих себя и смотреть, любим ли мы Его детей — наших братьев, то есть всех людей? Рады ли мы во всякое время оказать нашему брату всевозможную для нас помощь? Готовы ли мы прощать от всего сердца обиды, наносимые нам ближними, и платить им добром за зло? Ежели мы не так расположены к нашим ближним, то нет в нас истинной любви к Богу. Потому что без любви к ближнему нет истинной любви к Богу. Равным образом и истинная любовь к ближнему невозможна без любви к Богу. Когда мы видим, что мы обязаны каким-либо людям, что некоторые люди способствуют нашему благу или отвращают наше несчастье и мы почти не можем обойтись без них, тогда обыкновенно происходит в нас некоторая любовь к тем людям. Но эта любовь не есть любовь к ближним, какой требует от нас Господь Бог. Это любовь не к ближним, не к людям, а только к пользам или удовольствию, какие они нам доставляют. Эта любовь непродолжительна, потому что остается только до тех пор, пока любимые нами люди доставляют нам пользу или удовольствие. Эта любовь неблагородна и у Господа Бога ничего не заслуживает: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тоже делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6, 32—34). Но если наша любовь основывается на любви к Богу или ежели мы любим ближних, потому что это угодно Богу, так как они суть создания Божии, дети Божии, то наша любовь к ближнему есть истинная любовь. Ибо тогда наша любовь к ближним не ограничивается только людьми, благоприятствующими нашим пользам, но простирается на всех людей, потому что все люди — дети Божии, создание Божие. Тогда мы любим всех людей, не обращая внимания на их отношения к нашим пользам и к нашему удовольствию; тогда не лишаем нашей любви и самых наших врагов и обидчиков, потому что и они дети Божии, и они наши ближние. Таким образом, любовь к Богу делает нашу любовь к ближним всеобъемлющей, такой же, какова любовь Божия, которая простирается совершенно на всех человеков.

Ежели мы любим ближнего для Бога, то наша любовь к ближнему бывает и деятельной. Человек, которого побуждает любить ближнего только своекорыстие, оказывает деятельную любовь к ближнему только тогда, когда надеется от него своей выгоды. Но ежели мы любим ближнего для Бога, то деятельно любим его и тогда, когда он не доставляет нам никакой пользы, никакого удовольствия. Так, мы осушаем слезы несчастным нашей помощью или подкрепляем их нашими советами, хотя не надеемся получить от них ни малейшего вознаграждения. Мы оказываем деятельную любовь даже тем, которые сделали нам зло, потому что чего мы не хотели бы сделать для этих людей по собственному расположению, то делаем для Бога, Которого любим и Который любит и их. Кто любит ближнего для Бога, у того любовь к ближнему необходимо искренна, потому что Бог, Которого он любит, видит все и ненавидит притворство, неискренность и всякую неправду.

Поэтому ни истинная любовь к Богу не может быть без любви к ближнему, ни истинная любовь к ближнему — без любви к Богу. Любовь к Богу и любовь к ближнему соединены неразрывно. А посему все любите больше всего Бога, но любите и всякого ближнего, как самого себя.

5 (18) сентября 1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх