Христианин должен быть святым. Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. 1906 г.

Христианин должен быть святым. Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. 1906 г.

Сия есть воля Божия о вас – святость ваша (1Сол. 4:3).

Древнее сказание передаёт нам из жизни благочестивых христиан такой случай. К одному святому старцу, жившему и подвизавшемуся в пустыне, стекался народ из окружающих и дальних поселений. Всякий приходящий предлагал старцу тот или другой вопрос по поводу своих душевных тревог или жизненных затруднений. И каждому, и всем давал святой старец благодатные советы, уроки и наставления, всех поучал охотно. Только один юноша вёл себя не как другие. Почти каждый день приходил он к старцу, сидел у его ног, внимательно слушал всё, что говорилось, но сам никогда и ни о чём не спрашивал старца, наконец, святой старец обратил внимание на юного и на необычайное поведение. Он спросил юношу-посетителя: «Скажи, отчего ты всё молчишь? Разве у тебя нет ничего, о чём бы тебе хотелось спросить у меня?».

– Отче, – ответил юноша, – для меня довольно и того, чтобы всегда смотреть на тебя!

Братие! Святая Церковь поставляет нас в положение этого юноши, когда вспоминает того или другого святого, когда поставляет пред нами его жизнь, его духовный образ, когда изображает его на иконе или картине, когда восхваляет его богослужебными песнями, когда даёт нам имя того или другого святого. Сегодня же святая Церковь представляет нам всех святых, в честь которых и посвящено первое воскресенье после Пятидесятницы. Смотрите на это величественное собрание святых! Смотрите на древних патриархов, пророков, царей и праведников, смотрите на апостолов, подвижников, мучеников, преподобных, воссиявших в Новом Завете, из всех стран и народов, из всех возрастов, полов, званий и состояний. Какое великое множество, и какое училище благочестия!

Человек так устроен, что во всех случаях жизни нуждается в образцах и назидательных примерах; средством к приобретению им познаний и умений в огромном большинстве случаев служит подражание. И вот, в этом великом собрании святых каждый, сообразно своему положению, найдёт себе то в одном, то в другом святом образец для подражания. Так, даже о величайшем подвижнике древности – об Антонии Великом нам известно, что он старательно изучал жизнь святых, и у одного учился кротости, у другого – молитве, у иного – трудолюбию, у иного же, наконец, – молчанию и терпению и т. д.

Но скажут: да разве всем нам нужно и можно быть святыми?

Братие возлюбленные, помните, что именно так: и нужно, и можно нам быть святыми! Если же будем думать иначе, если святость для нас не обязательна, то суетна вера наша и напрасны наши упования. Ибо для чего же и для кого тогда Христос Спаситель сходил на землю, учил воле Божией, оставил нам в Себе Самом образ жизни святейшей, да последуем стопам Его, для чего Он искупил грешных Своей кровью?

Для чего и для кого тогда на земле учреждена Христом Господом Церковь? Её Он соделал святой, и таковой она пребывает, в ней именно грешные получают освящение, т. е. святость, чрез неё спасаются и входят в вечную славу Божию, куда не может войти ничто нечистое. Или напрасна была молитва Спасителя в тягчайший час Его жизни, пред муками Гефсимании и Голгофы, молитва к Отцу о верующих: «Святи их во истину Твою... за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистину»? (Ин. 17:17–19). Или напрасно писал апостол: «Будьте подражателями мне, как я Христу»? (1 Кор. 11:1). Или не обязательно для нас его наставление: ходите достойно звания, в которое вы призваны? (Еф. 4:1). Или напрасно слово его ко всем христианам: воля Божия о вас есть святость ваша? (1 Сол. 4:3). Читайте Деяния Апостольские, читайте послания апостолов, – вы найдёте и увидите, что там везде верующие так прямо и называются не христианами, а именно святыми (Деян. 9:32; 1 Кор. 16:1).

И мы должны быть святыми. Но не только должны, мы можем быть святыми. За то порукой Сам Господь: Он, милосердый, не положил бы на нас бремени, которого мы понести не можем. За то порукой Церковь Его, которая на земле продолжает дело Христово, даёт верующим благодать Духа Святого ради искупления Иисуса Христа.

Припомните прошлый праздник Пятидесятницы, припомните обильное излияние Духа Святого на верующих, – и припомните, что тогда говорилось вам с этого святого места. Говорилось о необходимости принадлежать к Церкви Христовой. Но принадлежность оказывается не одной верой, не одним исповеданием её устами, но и исповеданием жизни святой и богоугодной. В противном случае мы – лицемеры.

«Покажи мне веру от дел твоих, – говорит апостол и добавляет: – вера без дел мертва, как мертво тело без духа» (Иак. 2).

А святые – нам судьи, как и слово Божие говорит: разве не знаете, что святые будут судить миру? (1 Кор. 6:2). Почему же они нам судьи? Понятно и ясно это. Ведь они так же, как и мы, жили в мире, имели плоть и кровь, имели нужды и заботы, имели врагов и друзей, испытывали соблазны, искушения, падения, несчастья. Они не отличались от нас по человеческой природе. Даже нужно сказать больше: многие из них так были искушаемы, как никто из нас. Кто из нас страдал, как мученики? Кто распят, как апостолы Пётр и Андрей? Кто сжигаем был на огне? Кого раздирали колёсами, у кого сдирали кожу, кого бросали зверям на растерзание?

Но и святые спасались не одной своей силой, они спасались той силой, какая дана и каждому из нас; это – сила Божия, сила благодати Христовой. «Всё могу о укрепляющем меня Иисусе» (Флп. 4:13), – вот что, словами апостола, может сказать о себе всякий верующий, если только он действительно, а не на словах только – верующий. И история блистательно подтвердила его. До Христа как мало было святых! В язычестве совсем не было людей добродетельных в полном смысле этого слова, а среди избранного народа если и были немногие праведники, то они спасались только верой в Того же Иисуса, только грядущего, ещё не пришедшего. Но вот пришёл давно желанный всеми народами Христос-Избавитель. И что же видим?

Вспомните, как после тяжёлой и унылой зимы начинается весна; ещё стоит часто ненастье, но солнце уже начинает греть больше; земля, однако, ещё пустынна и безжизненна, деревья голы, поля неприветливы. Но прошёл весенний дождь, пронеслась гроза, засияло солнце, – и вдруг обновилось лицо земли! Неделя, другая, третья, – и всё зелено, всё цветёт, жизнь торжествует в природе. Эта дивная картина природы особенно поразительна в странах южных, где голая, безотрадная степь-пустыня, после первого весеннего тепла и дождя как-то изумительно быстро, в несколько дней преобразуется в цветущий, благоухающий рай.

Это образ великого переворота в духовной жизни людей под действием благости Духа Святого, обитающего в Церкви Христовой. До христианства темно, безотрадно и пустынно было в жизни людей; один грех царствовал в мире, одно зло торжествовало в жизни людей. Но вот пришёл Христос Спаситель, основал Свою христианскую и святую Церковь, – и процвела пустыня, как дивный сад, процвела языческая, прежде неплодящая Церковь пришествием Господним: процвела великим множеством святых; как звёзды яркие путеводные, они украшают наше духовное небо.

Братие! Взирая на звёзды эти, будем возгораться их светом, будем помнить наше единственное назначение здесь, на земле: сия есть воля Божия о вас – святость ваша! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх