Проповеди на праздники:

В событии рождения Господа Спасителя соединились Божественная воля о спасении людей и человеческая святость. 2017 г.

В событии рождения Господа Спасителя соединились Божественная воля о спасении людей и человеческая святость. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На второй день праздника Рождества Христова мы совершаем Собор Пресвятой Богородицы, то есть молитвенное, евхаристическое собрание в честь Той, Которая стала Виновницей нашего спасения, как говорили святые отцы, потому что именно Она была той Божией избранницей, через Которую Воплотившееся Слово вошло в сей мир. И отмечая Рождество Христово, мы празднуем чудо рождения Бога в этот мир и одновременно прославляем Ту, Которую Церковь чтит как Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, потому что Богу надлежало найти в роде человеческом такой избранный сосуд, такую женщину, которая, будучи непорочной от юности своея, стала достойной вместить в себя Бога Воплотившегося.

Апостол Павел говорит о том, что пришествие в мир Воплотившегося Бога наступило, когда пришла полнота времени (Гал. 4. 4). Мы не знаем, почему полнота времени пришла именно тогда, а не в какой-то другой момент, но не потому ли, что именно тогда родилась Та Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, Которая и стала достойной вместить в Себя Бога? Ведь человечество на протяжении долгого времени ожидало этого события, в течение многих веков народ израильский жил в ожидании пришествия своего Мессии, однако до тех пор, пока не родилась Божия Избранница, через Которую Бог должен был войти в сей мир, это событие не могло произойти. Поэтому в самом событии рождения Господа Спасителя соединились и Божественная воля о спасении людей, и человеческая святость. И без содействия человека, без участия Пресвятой Богородицы это событие, наверное, было бы невозможным, по крайней мере, не могло бы быть таким, каким оно совершилось нашего ради спасения. Прославляя чудо рождения в мир Богомладенца Христа, мы одновременно думаем и о чуде рождения в мир всякого человека. Некоторые люди думают, что все на земле случается каким-то естественным, биологическим образом, что если люди размножаются, то это происходит просто в силу неких законов биологии. Только самый поверхностный взгляд может не распознать чудо в том, что воспроизводится жизнь на нашей земле. Каждый раз, когда рождается в этот мир младенец, это происходит не только благодаря биологическим законам – прежде всего, то чудо Божие, потому что Господь захотел, чтобы этот человек пришел в мир, чтобы он родился, вырос, прожил свою жизнь, чтобы он исполнил ту волю о нем, которая предначертана Божественным промыслом. Вся жизнь человека – это чудо Божие. Чудом является не только его рождение, но и смерть, потому что человек не умирает, но переходит в иную жизнь. Его тело остается на земле, разрушается и исчезает, а душа человеческая переходит туда, где она ожидает Страшного суда, последнего приговора Судьи и пребывает в чаянии Царствия Божия, уготованного всем людям. Поэтому вся жизнь наша от начала до конца является чудом.

Но не все в это верят, не все хотят жить по воле Божией, исполнять волю Его. А есть и такие люди, которые открыто противятся воле Бога. Об одном таком человеке мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении – это иудейский царь Ирод. Услышав от волхвов, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, он выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему (Мф. 2. 7-8). Но в сердце Ирода уже в тот момент присутствовал коварный план уничтожить родившегося Царя Иудейского. И так как прошло уже много времени, а волхвы так и не вернулись к нему, Ирод задумал и совершил через своих воинов страшное преступление: он послал воинов для того, чтобы они избили (то есть убили) в Вифлееме и окрестностях всех младенцев от двух лет и младше.

Когда мы думаем о происходившем там, трудно уложить в голове логику человека, который способен на такое преступление. И многие сегодня говорят: «Да это, наверное, легенда. Этого, наверное, не было. Как такое могло быть, что вот человек так вдруг распорядился убивать младенцев?» Но, к сожалению, эта история повторяется. Мы знаем, что невинные младенцы погибают и в наше время, и происходит это не только в силу каких-то естественных причин, тем более, что сейчас медицина достигла определенных успехов – даже детей, которые рождаются недоношенными или с какими-то болезнями, во многих случаях врачам удается спасти. При этом в массовом порядке истребляются дети неродившиеся: они были зачаты, выношены до какой-то недели, а потом их вытравляют, убивают. И речь идет не о 13 000 младенцев, как было две тысячи лет назад в Вифлееме, а о миллионах нерожденных детей, которые каждый год истребляются в нашей и других странах. Злая человеческая воля не позволяет им прийти в этот мир, родиться на свет, не дает возможности исполнить ту волю Божию, которая должна совершиться о каждом человеке в мире. Эта несправедливость ежедневно, ежечасно совершается на наших глазах при молчаливом согласии общества, при содействии врачей, и только Церковь в лице Патриарха, церковной иерархии, священнослужителей возвышает свой голос в защиту нерожденных детей. Только Церковь говорит о том, что у каждого из них есть неотъемлемое право родиться, вырасти. Как уж человек распорядится своей жизнью – иной вопрос. Но когда другие отнимают у него жизнь, Церковь не может назвать это иначе как преступлением и тяжелейшим грехом.

Поэтому неслучайно в наши дни Церковь возвышает свой голос в защиту этих многих миллионов нерожденных младенцев. И неслучайно мы всегда говорим о том, что самое главное призвание женщины – это материнство. Неслучайно мы прославляем Пресвятую Богородицу как Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Мы Ее прославляем, прежде всего, за то, что Она стала Матерью. И неслучайно в каждом храме мы видим в иконостасе и на стенах образ Матери с Младенцем – икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом. Но это одновременно универсальный образ материнства для всякой женщины, которая войдет в храм и увидит его. Это образ, который Церковь предлагает каждой женщине и каждой семейной паре. Вот почему, когда мы готовим людей к венчанию, когда совершаем это Таинство, мы говорим: у вас должно быть столько детей, сколько Господь даст, не столько, сколько вы спланируете, а сколько даст Бог. Потому что благословение Божие для семейной пары выражается, прежде всего, в том, что Он дает потомство.

Я сказал в начале своей проповеди о том, что рождение всякого человека в этот мир является чудом Божиим. Но мы знаем из Евангелия, что чудо не происходит, когда Богу не содействует человек. Ведь вы помните в евангельских рассказах о чудесах, что Господь часто спрашивает: «А ты веришь ли, что Я могу это совершить?» Или Он говорил исцеленным: «Вера твоя спасла тебя». Потому что не только сила Божия нужна была, но и вера человеческая, нужно было содействие людей. И этого содействия Господь ожидает от каждого из нас. Господь ожидает, что мы будем жить по вере, что вера не только будет декларироваться нами, но что и сами мы будем жить по вере. Церковь заботится, чтобы идеалы веры, идеалы христианской нравственности распространились на все наше общество, чтобы каждый верующий человек жил так, как учил Христос. В этот день будем молиться Пресвятой Богородице о том, чтобы Она покрыла честным Своим омофором весь наш народ, всех наших детей – рожденных и нерожденных, чтобы Церковь выполняла свою миссию в нашем обществе, чтобы люди прислушивались к ее голосу и жили так, как заповедал Христос и как учит наша святая Церковь. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх