В момент Крещения Господа Иисуса Христа человеку впервые было дано откровение о том, что Бог существует в Трех Ипостасях. 2017 г.

В момент Крещения Господа Иисуса Христа человеку впервые было дано откровение о том, что Бог существует в Трех Ипостасях. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В праздник Богоявления – Крещения Господня – мы вспоминаем событие, с которого началось общественное служение Господа Иисуса Христа, когда Спаситель пришел на Иордан, где Иоанн Предтеча крестил людей во отпущение грехов.

Река Иордан, которая пересекает всю Палестину и впадает в Галилейское море, а из него течет дальше – главная водная артерия, от которой люди в Святой Земле получали воду. И Иоанн Креститель, посланный Духом Святым подготовить народ израильский к пришествию обетованного Мессии, выбрал для крещения людей именно Иордан.

Люди приходили к Иоанну, ибо чувствовали, что нуждаются в духовном очищении, в прощении грехов. И хотя в Иерусалимском храме ежедневно совершались жертвы, люди ощущали, что эти жертвоприношения не избавляют их от чувства вины и ожидали чего-то большего. И именно в Иоанне Крестителе, который силой Божией крестил их в покаяние, они видели человека, способного указать на их собственные грехи и научить правилам духовной жизни.

Крещение Иоанново было предуготовительным – миссия этого Пророка предваряла миссию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Зная об этом с самого начала, Креститель говорил народу: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1. 26). «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3. 11). И этот Некто, Которого народ еще не знал, Который до тридцати лет жил в безвестности, приходит к Иоанну, чтобы принять от него Крещение. Но Сын Божий крестится не потому, что нуждается в покаянии или в очищении от грехов —  у Него не было грехов, Он был во всем подобен нам, кроме греха; Христос принимает Крещение, чтобы получить от Иоанна Крестителя благословение на Свою предстоящую миссию. Он крестится, чтобы, сойдя в воды Иордана, освятить их Своим Божественным присутствием и взять на Себя все человеческие грехи, которыми, образно говоря, эта вода была наполнена.

Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть на Кресте во искупление грехов, и открыть всем людям путь к вечной жизни. Но Его проповеднический путь начался именно с реки Иордан, где Он смиренно подклонил Свою главу под руку Крестителя. Именно отсюда Он отправился сначала в пустыню, а из пустыни, преодолев искушение от дьявола, —  в Свое миссионерское путешествие.

Земная миссия Спасителя длилась, по-видимому, немногим более трех лет, но она изменила всю человеческую историю.

Господь Иисус Христос не случайно начал Свою проповедь словами Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). Но в устах Иоанна Крестителя эти слова звучали как ожидание, а в устах Спасителя — как исполнение. Иоанн Креститель ожидал Царствия Божия, ожидал грядущего Спасителя, а Христос был именно Тем, о Ком проповедовали пророки — и ветхозаветные, которые жили за много столетий до Него, и тот, кому суждено было непосредственным образом уготовать Его путь.

Крещение Господа Иисуса Христа называется Богоявлением, ибо именно тогда человеку впервые было дано откровение о том, что Бог существует в Трех Лицах или Трех Ипостасях. Из Евангелия мы знаем, что когда Господь Иисус Христос выходил из воды, отверзлись небеса, и Дух Божий сошел на Него в виде голубя, и люди услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17). В момент Крещения одновременно присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух: Отец глаголал людям, Сын принимал Крещение и выходил из воды, а Дух Божий сходил на Сына. И это единомыслие и единосущие Божественных Лиц Пресвятой Троицы было впервые явлено людям.

В память об этом событии всякий раз в Крещенский Сочельник и в сам праздник Крещения Господня мы совершаем великое освящение воды. И вознося молитвы к Богу о том, чтобы Дух Святой сошел на воду и сделал ее спасительной для нас, мы одновременно просим, чтобы Дух Святой, действующий через людей, сошел и на нас. И как мы молимся на Божественной литургии, прося, чтобы Дух Святой сошел на ны и на предлежащие дары сия – на нас и на хлеб и вино, преложив их в Тело и Кровь Христа, а нас сделав причастниками Божественного Тела и Святой Крови, – так и в чине великого водоосвящения мы молимся о том, чтобы Дух Святой сошел на нас и на воду, дабы эта вода стала для нас спасительной, исцеляющей от всех недугов, текущей в жизнь вечную (Ин.4.14).

Будем сейчас молиться о том, чтобы Дух Святой сошел на воды, чтобы эти воды были для нас во очищение и во исцеление от всех душевных и телесных недугов. Аминь.

Наверх