Спасение – в Церкви Христовой. Беседа в праздник святых апостолов Петра и Павла; сказано в приходе, населённом исключительно фабричными. 1907 г.

Спасение – в Церкви Христовой. Беседа в праздник святых апостолов Петра и Павла; сказано в приходе, населённом исключительно фабричными. 1907 г.

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18).

Когда я размышлял над этими словами св. Евангелия, которые мы сегодня слышали за богослужением, и думал, какое назидание преподать вам, возлюбленные, на основании этих слов, я получил от неизвестного мне лица письмо с такими вопросами, которые как бы нарочно составлены по нынешней нашей беседе.

По всем признакам, пишет в простоте души верующий человек, пишет издалека, из г. Самарканда в Средней Азии. Он прочитал случайно одну из печатных моих проповедей, которые и вам были мной сегодня розданы, и просит разъяснения по некоторым своим недоуменным вопросам. Впрочем, вопрос один у него, только предлагается в различных видах, – это вопрос о Церкви.

«Прошу я разъяснения, – пишет мне неизвестный вопрошатель, – как понять то, что враги наши, сеющие теперь на Руси обманные, пагубные речи, ненавидят всякого, кто почитает веру и Церковь; ещё: как понимать, что Бог направляет человека чрез религию и Церковь к добру вечному и истинному; далее: как понимать, что человек должен всеми силами служить Христовой вере и работать в ограде святой Церкви; наконец: как понять то, что антихрист воздвигает гонение на Христа и на Церковь». «Объясните, что такое Церковь».

Вы можете спросить меня: какое нам дело до того, кто чего не понимает, кто о чём спрашивает, и зачем нам об этом слушать?

Думается, что такое рассуждение будет неправильным. Вопрос о Церкви, о спасении в её ограде, о погибели вне Церкви – это вечный предмет разъяснений и назиданий для верующих. Недоумения, о которых писал мне неизвестный добрый христианин, – это недоумения не одного его, а многих, и если он писал от чистого сердца, желая услышать и познать истину, то, несомненно, с таким же настроением сердец и с такой же жаждой спасения должны послушать слово о Церкви и все верующие христиане. О Церкви беспрестанно говорит слово Божие, а кто читал и знает слово святоотеческое, тот найдёт в нём такое, потрясающее всю душу христианина учение: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» (св. сщмч. Киприан). Говорить об этом предмете всегда благовременно, но особенно нужно в такие дни смуты, когда особенно чувствуется нужда в твёрдом, ясном, непререкаемом руководстве веры, жизни и мысли и всего поведения христианина, а такое руководство только и может дать Господь, и даёт его чрез Свою Церковь. Достойно и праведно говорить об этом и в нынешний праздник, ибо апостолу Петру было дано Господом обетование о Церкви в ответ на его горячее исповедание веры во Христа, Сына Божия, а св. апостол Павел больше всех потрудился, чтобы словом своим раскрыть и уяснить учение о Церкви, и чтобы самым делом распространить её по всем странам земли и благоустроить жизнь членов св. Церкви. Оба святые первоверховные апостолы отдали Церкви Христовой всю жизнь, ей служили всеми силами, в Церковь звали всей своей проповедью, прилагая верующих к Церкви (Деян. 2:47), поставляя епископов, пресвитеров и диаконов (1 Тим. 3:2, 8; Деян. 14:23; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11), за Церковь они и умерли, завещав пастырям пасти усердно, с любовью и смирением Церковь Господа и Бога, которую Господь стяжал Своею Кровию (1 Пет. 5:2; Деян. 20:28), а пасомым завещав не уклоняться от собрания церковного, быть в послушании у пастырей, проникаться и спасаться учением Церкви (1 Кор. 12:28, 11:18; Еф. 5:27, 3:10; 1 Пет. 1:12).

Над всеми этими заветами поставьте слово Самого Основателя Церкви – Господа Иисуса Христа: кто Церковь не послушает, тот да будет тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17) и, наконец, отрадное на всю вечность благовестие, что Церковь обнимает землю и небо; что в ней пребывают живые и умершие, во главе со Христом, в сожительстве с ангелами и всеми святыми, что и мы, значит, смертью земной только изменяем вид пребывания в Церкви, а по существу продолжаем в ней жить вечно (Евр. 12:23).

Не может человек жить без веры, не уйдёт он никуда и никогда от Бога; всегда он будет идти к Богу, всегда будет искать Его воли; всегда будет желать угодить Ему; всегда человек, в виду болезней и смерти, и пред всяким великим и серьёзным делом, будет чувствовать себя бессильным; пред громадой мира он познает себя ничтожным, и склонится пред Божеством, и будет искать Его помощи; всегда человек в глубине своей совести будет сознавать себя грешным и нечистым, и будет искать очищения и спасения у Бога. Сколько ни знает история народов земли, безверного народа не было. Были ложные веры, были неправильные виды богопочтения, но хотя и ложно, а человек всё-таки веровал, стремился к Богу и искал Его. Стремление к религии – врождённое нам стремление. Обманывает ли оно человека? Этого не может быть. Если бы такое стремление было ложно, т.е., если бы на самом деле религия была не нужна или невозможна, то все люди представлялись бы какими-то безумцами, которые ищут всю жизнь того, чего нет на самом деле. Но врождённые стремления никогда живых существ не обманывают. Ребёнок ни у кого не учился, а начинает тотчас же после рождения правильно дышать. Птица никогда не была на юге, а летит туда осенью, и правильно делает, ибо находит себе там тепло и всё, что нужно для жизни. Утёнок никогда не плавал, но, как только вылупился из яйца, бросается в воду и начинает плавать. Черепаха бросает яйца вдали от берега, но молодые черепахи, как только от солнечного тепла выродятся, направляются сами не в сторону от воды, а к воде, хотя никто их этому не учил. И дерево тянется от тёмного угла к свету и теплу, к солнцу, хотя его также никто не учил этому. Но если врождённые стремления не обманывают дерева, птицы и черепахи, то почему же человека обманет его врождённое стремление к Богу? Это невозможно и не похоже на всё, что делается кругом нас во всей природе.

Итак, религия врождена человеку. Но человеку ещё врождённо другое стремление: жить и действовать не в одиночку, а вместе с другими, целым обществом.

Человек селится деревнями, сёлами и городами; основывает союзы и сообщества; образует роды, племена, народы и государства. Всё идёт у нас лучше и успешнее, когда мы работаем вместе: на этом основаны фабрики, заводы, всякие предприятия, учёные и иные общества. Вместе и горе легче, и радость полнее. Почему же в религии остаться одиноким? Это невозможно уже потому, что религия всем прирождена, и интересы её гораздо глубже и ценнее, чем интересы науки, искусства, торговли и проч. Отсюда – люди естественно образовывали всегда и везде религиозные общества, собрания. Собрание – по-гречески экклесиа, а это и есть точный перевод русского слова Церковь. Церковь, значит, – прежде всего, собрание верующих. В каждом собрании есть глава, есть распорядители, в каждом собрании есть свои задачи и цели, свои места для сборов, свои правила, законы и т. д. То же и в Церкви.

Но если бы Церковь была только человеческим обществом, жила и действовала человеческими только силами, то она нас никогда бы не объединила, не успокоила, не удовлетворила и не спасла. Ведь человек ищет в религии восполнения своей немощи, своего нравственного бессилия. Ведь, если бы его одиночество восполнялось бы только людьми, он не искал бы приближения к Богу. Человек знает, что он грешен, что он собственными силами не спасётся, что он заблуждается постоянно, что он смешивает истину с ложью, что, и, зная о добре, он бессилен ему следовать и всё-таки творит зло. Человек ищет Бога-Помощника, а Бог по милосердию Своему идёт к человеку на помощь. Он, Господь, oткрывал Себя человеку через особых избранных людей, пророков; Он завещал человеку путь спасения, многочасно и многообразно говоривший через пророков, Он, наконец, явил Себя всецело и всесовершенно чрез Сына Своего, Иисуса Христа. Сын Божий за нас принёс жертву – Себя Самого, снял с человека ответственность за грехи, соединил нас с Богом, соделал нас, из врагов и грешников, сынами Богу; Он открыл нам всю истину, всю волю Божию; Он дал в Себе Самом пример того, как нужно исполнять эту волю Божию. Но человек грешен и бессилен: Сын Божий дал нам, поэтому, все Божественные, высшие силы к жизни и благочестию, – как учит св. апостол Пётр: Он обетовал и послал и посылает верующим благодать Святого Духа, которой очищает нас от грехов содеянных, помогает в борьбе со злом, помогает в достижении нами нравственного совершенства.

Итак, Церковь есть общество истинно верующих во Христа, не людьми, а Богом установленное; в ней Глава – Христос, Сын Божий; в ней учение не человеческое, а Божественное; в ней силы не людские, а высшие и небесные; в ней распорядители – пастыри и учители, не людьми, а Богом уполномоченные, поставленные и освящённые; в ней задачи не земные, наоборот, задача её – вести людей от земли к небу, даровать им вечное спасение. Один Бог, одна Глава Иисус Христос, одни священноначальники, одна молитва, одно учение о Боге, одна вера, один закон – заповеди Господни, одни таинства, которыми нам преподаётся сила Господня – благодать; одни порядки, одно богослужение, всё едино в Церкви, всё освящено и указано Богом. Посему и Церковь одна, хотя и разделяется видимо на отдельные части на земле, потому только, что люди живут в разных местах.

Скажите же теперь, можно ли спастись без Церкви и вне её ограды? Скажите, как назвать человека, который, числясь в каком-либо обществе человеческом, собраний не посещает, целями общества не интересуется? Действительный ли он член общества, в котором он числится? Разве настоящий рабочий тот, кто никогда не ходит на работу? И разве христианин тот, который Церкви не слушает, учения её не исполняет, в места её собраний, т. е. в храм, в просторечии тоже называемый церковью, не ходит? И может ли он спастись? И не гордость ли это, если он думает, что он сам, без Церкви, без руководства её, придёт к Богу и вечному спасению?

В нынешнем Евангелии указано, что́ нужно для спасения в христианстве. Спаситель пред страданиями спрашивал Своих апостолов: за кого Меня почитают люди? Апостолы отвечали: «за Иоанна Крестителя, за Иеремию, за одной из пророков». А вы за кого Меня почитаете? – спросил Господь. Первый из всех и за всех ответил быстрый и решительный Пётр: «Ты – Христос, Сын Бога Живого!» Знаменательно ответил ему Господь: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и не кровь сказала тебе это, но Отец Мой Небесный. И Я тебе говорю: Ты – Пётр, что значит камень, – и на сем камени Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её». Господь основывает Церковь, а не человек; вечна она и неодоленна даже вратами адовыми, т. е. устоит она пред всеми и всякими нападениями зла. От человека же для вступления в Церковь требуются не личные дарования и заслуги, а живая и искренняя вера во Христа. Но и самая вера, это – дар Божий, её нельзя себе ставить в заслугу.

В другой раз образно Господь Иисус представил учение о Церкви в притче о званных на брачную вечерю. Все званные пришли и возлегли в одеждах, данных царём – хозяином вечера, только один пренебрёг царским даром и сел за пир рядом с другими в своих рваных и грязных лохмотьях. Разгневался владыка и велел слугам изгнать дерзкого и гордого вон, во тьму кромешную. Вечеря – это Церковь Божия; Хозяин и Царь – Бог, Жених, виновник вечери, – Сын Божий, Христос; званные – люди; одежда царская – благодать; лохмотья – самонадеяние человека, превозношение его ума, его воззрений и взглядов, которыми человек нередко хочет заменить и затенить истину Божию. Таким не место в Церкви, они – сами себе закон; это не дети Христа, кроткие и послушные, а сыны дьявола, первого гордеца и богоборного учителя.

Итак, если захочет дьявол погубить человека, он толкнёт его на путь противления Церкви, а кто пойдёт против Церкви и останется вне Церкви, тот, как овца без пастуха, без овчарни, без заботливого руководителя, гонимая ветром пустыни, одинокая, настигаемая волком-дьяволом, непременно погибнет. Это именно и делают теперь враги наши, приспешники сатаны, сеющие смуту в народ, отторгающие народ от веры и Церкви; это будет делать и последний антихрист.

Хотите иметь уверенность в истине? Хотите проверить всякое новое учение и быть убеждённым, что, принимая это учение, вы не идёте путём гибели? Хотите обновления, упорядочения, счастья и благоустройства общества и государства?

Есть верный пробный камень для всякого учения, есть верное зеркало для всякого учителя, есть верное руководство для всякого христианина, для всякого деятеля общественного и государственного. Это – учение Церкви Христовой. Оно – плод неземного дерева, оно от Духа Божия. Оно хранится без повреждения в Церкви, хранится Божественной силой. Оно всегда одно и то же, всегда неизменно, в то время как учения мудрости человеческой меняются постоянно.

Учением Церкви проверяй всякое слово и всякое новое учение, и если новое только потому заманчиво, что оно ново, а истине Христовой противоречит, отбрось новое и отвергни его без всякой жалости, со всего решимостью, хотя бы оно обещало тебе самое полное и увлекательное новое счастье. Сатана умеет преобразоваться в образ ангела светла, и словами лживых обещаний, как Еве в раю, умеет внушить мысль о борьбе с Богом, чтобы погубить свою жертву верно и бесповоротно.

С этой точки зрения надо смотреть на все нынешние модные учения социализма, демократии, анархизма и прочая и прочая.

По отношениям к Церкви и христианству можно определить и достоинство новых учителей и всяких агитаторов. Кто из них предан Христу, предан Церкви, её учение исповедует и проповедует, свято его исполняет, кто смирен пред Христом и Церковью, – такой проповедник заслуживает доверия, а всякому иному учителю готово должно быть всегда одно слово, слово Христа, сказанное Им искусителю: «отойди от Меня, сатана», – с обещаниями хлеба и сытости, славы и величия, – «Господу Богу нужно покланяться и Ему единому служить»...

Бог нас ведёт чрез религию и Церковь к добру истинному и вечному; человек, если хочет он быть человеком в истинном и достойном смысле слова, если хочет спасения и вечной жизни, должен всеми силами служить Христовой вере, в ограде, и при пособии, и в руководстве святой Церкви.

Таковы заветы векам и народам святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

«Ибо знаем, – говорит св. Павел, – что когда эта телесная храмина наша рушится, мы имеем уготованное жилище на небесах, дом нерукотворенный и вечный» (2 Кор. 5:1). Но туда не войдёт ничто нечистое и скверное, и ведёт нас туда только святая Церковь – чрез веру и благодать Вечной Главы Церкви – Господа Иисуса Христа, Ему же честь, и слава, и поклонение во веки веков! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх