Слово за утреней в субботу Пятой седмицы Великого поста

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство владыка ректор, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, я, конечно, с особым чувством переступил порог Санкт-Петербургской духовной академии, с которой у меня связана значительная часть жизни — вначале в качестве студента, а потом и в качестве ректора.

Годы, проведенные мною в этих стенах, были непростыми: Церковь находилась тогда в трудном положении, которое просто невозможно сравнить с тем, что мы имеем сегодня. Каждый день, который я проводил в своем кабинете или в других местах, осуществляя пост ректора, был в первую очередь направлен на то, чтобы защитить родную школу, защитить от попыток закрытия, перевода в Псков, ограничения приема студентов и многих других действий, которые в то время целенаправленно осуществлялись для того, чтобы лишить Церковь возможности воспитывать пастырей, способных нести Слово Христово и истины нашему народу. В политическом лексиконе 70-80-е годы называются годами застоя. Но те, кто сегодня находится в храме и помнит наши совместные труды в те трудные годы, знает, что в этих стенах застоя не было. И я хотел бы от всего сердца поблагодарить тех моих коллег, сослужителей, собратьев, которые, к счастью, еще живы и которые вместе со мной разделяли то ответственное и важное служение. Я хотел бы особенно приветствовать сотрудников нашей академии, мирян, мирянок, которые до сих пор еще трудятся, кто-то уже на пенсии, но поверьте, в своей памяти я всегда храню те совместные труды, которые мы осуществляли.

Сегодня мы совершили молебное пение, и особенно молясь у образа «Знамение», я вспомнил те акафистные молебные пения, которые каждую среду я совершал перед образом «Знамение», будучи ректором, вместе с монашеской академической братией. Не скрою, что некоторая грусть и разочарование посетили меня сегодня, когда из всей той монашеской братии, которая во множестве окружала меня перед образом «Знамение», сегодня со мной молились два человека — отец Ианнуарий и отец Софроний. Но я думаю, что в будущем снова активная монастырская монашеская община будет в этих стенах, потому что подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки, потому что люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны посвящать себя полностью этому великому труду. Всегда ученым монашеством была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская, Казанская; всегда оплот школы составляли эти иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества. Я очень надеюсь владыка Амвросий, что вновь в этих стенах будет сильная, хорошо образованная, преданная делу Божиему энергичная монашеская община, чтобы снова во множестве люди приходили в академический храм, потому что именно так и было в те годы, которые сохранились у меня в памяти как годы совершенно замечательные.

Образование пастырей — это великий труд. В любое время воспитывать человека сложно, в наше время воспитывать юношество особенно сложно, потому что мы живет в так называемом информационном обществе, в обществе открытом, где нет никакого запрета на информацию, где никакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце от влияния этой самой информации, которая несет в себе чуждые христианству — очень часто несет в себе чуждые христианству — стереотипы образа мыслей и образа жизни. Сила этого информационного воздействия усугубляется еще и тем, что оно построено таким образом, что воздействует в первую очередь не на сознание людей, а на их чувства, на их инстинкты, подталкивая жить по закону инстинкта.

Если не противопоставить вот этому воздействию на человеческое сознание современной цивилизации мощного духовного заслона, то очень скоро наша цивилизация превратится в цивилизацию инстинкта, а такая человеческая общность нежизнеспособна, потому что люди, живущие по таковому закону, по голосу страсти, очень быстро теряют человеческий облик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, а общество — в волчью стаю. И когда мы ужасаемся новостям, которые доносят до нас сведения о страшных преступлениях в молодежной среде, о жестоких убийствах и прочих страшных и гнусных преступлениях, то многие достаточно лицемерно обрушивают на молодежь свою сокрушительную критику, но помнить нужно, что молодежь является объектом воздействия этой разрушающей дух человека информационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу — не исключение: молодые люди, из той же плоти и крови, подверженные соблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах.

Что можно противопоставить всему этому? Как можно воспитать человека, способного искренне отдать свою жизнь Богу, вопреки приглашениям жить по плоти, увеличивая бесконечно свой материальный достаток и бесконечно поднимая планку потребления? Какой притягательной картиной можно отвлечь внимание юношества, какими усилиями можно сформировать чистое сердце и чистый разум? Нам иногда кажется, что нам достаточно усилить дисциплину, подкрутить гайки, подольше находиться в храме во время богослужения, и все встанет на свои места. Ничего не встанет. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить внутренне своей собственной жизнью, и когда перед человеком открывается свобода выбора, то он начинает жить по законам того самого внутреннего мира, который он создал.

Есть только один способ, очень простой и одновременно трудный, который и должен лежать в основе воспитания юношества в духовных школах. Самая главная задача заключается в том, чтобы сформировать религиозный образ жизни у молодого человека, чтобы он уже здесь, в этих стенах, обрел богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой собственный, чтобы в ответ на это общение с Господом он получал реальную помощь свыше, чтобы вся эта обратная связь закрепилась в его сознании и памяти, чтобы он понял, что быть верующим человеком и жить по законам веры — это значит быть счастливым человеком, с духовной, богатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакие обернутые в ложную привлекательную упаковку жизненные стандарты. Для этого необходимо постоянно воспитывать свой разум, много читать, самостоятельно думать и обязательно писать. Наверное, самая большая ошибка нашей школы, что мы мало пишем, мы мало самостоятельно излагаем на бумаге своим мысли. Особенно сейчас, в век Интернета, очень часто написание сочинений сводится просто к переписыванию информации из Интернета. Нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное и уметь излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то тогда школа духовная станет поистине школой мысли и школой духа.

Я не представляю, каким другим еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, как только пройдя через эту школу благочестия в наших духовных школах. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому опыту. Поверьте мне, что это прекрасный опыт, и если человек не овладевает им в этих стенах, он просто теряет время зря. А если студент, воспитанник, воспитанница берут на себя обязательство овладеть этими основами интеллектуальной, духовной жизни, вот тогда можно отменять службу дежурных помощников инспектора и не смотреть на часы, проверяя, когда он или она пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать, можно ли время потратить попусту и понапрасну, или этого делать нельзя. В тот век, в который мы живем, нет другого способа воспитывать юношество.

Но есть еще одно непременное условие. Молодежь, особенно молодежь сегодняшнего дня, не очень верит в красивые слова, но она очень подвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодня происходит в сфере массовой так называемой культуры, это есть видимое свидетельство о том, как примеры оказывают потрясающее воздействие на массовое сознание людей, в первую очередь молодых людей. Сегодня кумирами являются не мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены. Почему это происходит? А потому что слишком притягателен пример. Эти люди становятся героями в сознании молодежи. Если мы хотим воспитать современное православное юношество, пастыри, преподаватели, профессора должны стать такими примерами и героями. Если совершается богослужение, а студенты не видят за богослужением своих профессоров и преподавателей, то им не с кого брать пример. Духовная школа — это школа и студентов, и преподавателей, это единая семья, и ведь так было в те десять лет, когда я имел счастье здесь служить.

Нам с вами многое нужно сделать, многое «отремонтировать» и правильно устроить. Я обращаюсь сейчас в первую очередь к владыке Амвросию, к профессорам и преподавателям славной Санкт-Петербургской школы, к вам, мои дорогие студенты. Кроме нас, эту задачу никто не решит. Только мы ее можем решить, и мы не можем с вами уклоняться от решения этой задачи, потому что у нас просто нет времени.

Годы студенчества, учебы — это прекрасные годы роста, и дай Бог, чтобы рост был интенсивным, чтобы он были зримым, в первую очередь, для самих возрастающих, чтобы каждый день приносил пользу, чтобы каждый день менял что-то в сознании и в сердце. И тогда мы будем сильнее потока массовой информации, тогда наши убеждения будут сильнее всех этих искусственных стереотипов, а иначе и быть не может, потому что вера — это и есть духовная сила.

Я радуюсь, что меня Господь привел именно в день моего пострига в стены Санкт-Петербургской, родной для меня духовной академии. Я буду молиться, чтобы все то, о чем мы сейчас говорим с вами, постепенно воплощалось в жизнь. Я прошу всех вас об этом молиться. Прошу и мирян посещать храм Санкт-Петербургской духовной академии, чтобы он не превращался в домовый храм школы, чтобы здесь была непременно живая община, чтобы молодежь видела верующих людей и получала опыт пастырской жизни в первую очередь под сводами этого храма. Дай Бог, чтобы лучшие традиции Санкт-Петербургской духовной школы преломились сегодня в конкретных деяниях тех, кто здесь начальствует, учит и учится.

Я хотел бы от всего сердца еще раз приветствовать всех вас, мои дорогие, поблагодарить владыку за его замечательные слова, за подарки. У меня тоже есть подарок: я хотел бы подарить семь комплектов литургических облачений, по десять облачений в каждом комплекте, чтобы обновить ризницу столь близкого для меня и дорогого мне академического храма. Ну, а каждому из здесь присутствующих я попросил бы передать иконочку с изображением святого преподобного Серафима Вырицкого, практически нашего современника, человека глубокой веры и духовной жизни, который просиял здесь, на петербургской земле, став святым Русской Православной Церкви.

Пусть Божие благословение пребывает над всеми нами, пусть Покров Пречистой, Преблагословенной Царицы Небесной покрывает Санкт-Петербургские духовные школы, и молитвами святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова да укрепляется наше юношество на замечательном пути духовного возрождения и восхождения. Аминь.

Наверх