Слово в Успенском соборе Кремля в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского, 16.07.2009 г.

Слово в Успенском соборе Кремля в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского, 16.07.2009 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы торжественно вспоминаем важное событие в истории нашей Церкви: перенесение честных мощей святителя Московского Филиппа с Соловков в град Москву и помещение их в этом Успенском кремлевском соборе — главном храме Русской Православной Церкви. Во время торжественного поклонения мощам на середине этого храма ко гробу святителя подошел царь Алексий Михайлович, долго молился, а затем вложил в руку святителя покаянную грамоту; в ней он просил простить вину своего предшественника Иоанна Васильевича Грозного, который за сто лет до того времени, когда происходило перенесение мощей, умертвил святителя Филиппа, видя в нем политическую опасность.

Святитель не выступал никогда с открытой критикой политики царя; как и подобает Предстоятелю Церкви, он со смирением и духовной силой совершал окормление вверенного ему стада. Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Монастырь укрепился и духовно, увеличилось число братии.

Слава о настоятеле монастыря стала распространяться по всей Руси, и тогда он был призван в Первопрестольный град и вскоре стал Митрополитом Московским. Его правление отличалось мудростью, многие дела совершал он как Первосвятитель земли Русской. Были и добрые отношения с царем, который ценил, уважал святителя и прислушивался к его словам.

Собственно говоря, средневековый период жизни Руси являет собой замечательный пример соработничества светской и церковной власти. На Руси никогда не было стремления светской власти подчинить себе власть церковную полностью — так, чтобы церковная власть обслуживала политические интересы власти светской. В то время роль великого князя, а затем и царя, была велика. Но именно Церковь являлась тем духовным балансом, который уравновешивал царскую власть на Руси. Именно поэтому в нашей стране никогда не было абсолютизма — того стиля и образа правления, который предполагал сосредоточение всей власти в руках царя или короля, как то было в Западной Европе. Лишь только с приходом царя Петра I Алексеевича этот баланс светской и духовной власти был разрушен, и по примеру западных правителей русский царь присвоил себе всю полноту власти.

В допетровское же время Церковь была тем самым противовесом, которая не давала царю или великому князю чувствовать себя безграничным владыкой. То была совершенно особая система отношений: Церковь не имела политического веса, но имела огромное духовное воздействие на народ, включая и власть, которая была властью православной.

Вот так, во взаимодействии светской и духовной власти, созидалась великая Россия, именуя себя Святой Русью, потому что главным идеалом и главным целеполаганием народа и всей страны была святость. Именно в устремлении к святости народ наш созидал свое земное бытие, устрояя храмы, монастыри, духовное просвещение, возрастая от силы к силе. И не было случаев, чтобы церковная власть должна была входить в некое противоречие с властью светской, потому что все противоречия снимались через доброжелательный диалог, который происходил буквально каждый день в сих священных местах, в которых мы сегодня стоим.

Царь Иоанн Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некоей оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и когда царь после очередного набега на свой собственный народ, после очередной расправы над теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие.

Дорого стоило святителю Филиппу это пастырское деяние, исполненное правды Божией. Он был отстранен, низвергнут, сослан в Тверь и там, в Отрочьем монастыре, находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для Грозного царя опасность: это был живой укор его совести. Именно поэтому он и убивает святителя.

История эта заняла особое место в жизни нашего народа, потому что пример святителя Филиппа ясно показал всем: Церковь, являясь великой патриотической силой, радея о благе своего народа, служа ему, духовно возвышая свой народ и являясь его совестью, в моменты, когда правда Божия попирается и творится неправда, обязана эту неправду обличить. Слово Церкви, которым она обличает неправду, не является словом политическим, слово Церкви не является словом полемическим — вот почему всякое участие Церкви в полемике есть нечто, что не соответствует церковному преданию. Церковь ни с кем не спорит, она положительным образом раскрывает народу евангельский нравственный идеал, и она может и должна сказать, когда сей идеал нарушается с опасностью для духовной жизни всего народа. Этим своим служением Церковь продолжает служение Самого Христа, который наравне со священническим и царским служением осуществлял служение пророческое.

Пророческое служение — это и есть возвещение Божией правды, и пока Церковь, гласно или негласно, в зависимости от исторических обстоятельств и возможностей, утверждает Божию правду, в жизни народа есть нравственное мерило, используя которое, он может определять сам, что есть добро, а что есть зло. Даже в трудные времена богоборчества в XX веке Церковь несла свое свидетельство; все так же ни с кем не вступая в полемику, не представляя из себя политическую оппозицию; смиренно, устами своих священников и епископов провозглашала она нравственный христианский идеал, Божию правду, которая так отличалась от провозглашаемой идеологии.

Народ сердцем чувствовал и знал, где правда, и даже если у людей не хватало силы открыто приходить в храмы Божии и отождествлять себя видимым образом с Церковью, в их душах хранилась эта Божия правда. А если бы она не сохранилась до наших дней, то не служили бы мы сегодня в этом соборе и многие из нас не отождествляли бы себя с Церковью Православной.

Пример святителя Филиппа помогает нам понять, в чем смысл пастырского служения Церкви, понять, как это служение должно осуществляться в самые критические моменты истории. Святитель Филипп учит нас подвигом своей жизни.

Он ушел из жизни отверженным, оклеветанным, но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить царским к нему отношением. Это отношение царя было очень и очень плохим и, конечно, многие люди, боясь Грозного царя, повторяли за ним ложь и клевету, возводя их на святителя и, наверное, боялись к могиле его приехать. Недаром просьба соловецких монахов отдать им тело святителя немедленно была удовлетворена, и из Твери эти останки были отправлены как можно дальше от Москвы — в Соловецкий монастырь. Но именно там при Патриархе Иове честные останки митрополита Филиппа были извлечены из-под спуда и прославлены как мощи святого угодника, а их возвращение в Москву было исповеданием властью своего исторического греха.

И сегодня, окружая святые мощи святителя Филиппа, мы молимся ему о стране нашей, о Церкви Русской, о том, чтобы всегда на благо народа развивались церковно-государственные отношения. Мы молимся ему о том, чтобы нравственный христианский идеал, проповедуемый Церковью, всегда жил в нашем народе, помогая людям отличать добро от зла в наш лукавый век, когда зло рядится в ризы добрые и стремится ввести в заблуждение людей. Мы молимся святителю Филиппу и о тех, кто сегодня стоит у кормила нашей Церкви - о епископате, дабы святитель Филипп был для всех нас великим и сильным примером, помогающим понять, что провозглашение Божией правды есть дело всегда рискованное, но это есть дело, которое Церковь обязана совершать, оставаясь верной Самому Господу и Спасителю.

Верим, что наши молитвы будут услышаны, и святитель Филипп, великий Предстоятель Церкви нашей, а ныне молитвенник и ходатай о ней, непрестанно молится пред Престолом Божиим о своем духовном наследии, о всех нас, в том числе и о тех, кто сегодня собрался вокруг его нетленных мощей для воспоминания и прославления его святого имени.

Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/696662.html

Наверх