Слово в день памяти Святителя Алексия, 1853 год

Слово в день памяти Святителя Алексия, 1853 год

Блажени плачущии ныне (Лк.6:21)

Не печально ли сие слово? И желали ли бы вы слышать оное ныне, когда мы радостно творим память блаженного мужа, Святителя Алексия? Но я не виноват, что произнес оное. Чин церковный повелел провозгласить оное в чтении Евангельском именно ныне и таким образом предложил оное нашему благоговейному вниманию, размышлению, назиданию. Богомудрые чиноположители церковные, сблизив сие слово с памятью Святителя Алексия, дают нам чрез сие разуметь, что и он не без слез достиг блаженства.

Итак, надобно подумать о плачевном пути к блаженству.

Нетрудно понять всякому, что не всякие слезы могут быть источником блаженства. Дети часто плачут при легких неприятных ощущениях, при маловажных лишениях, при неисполнении нерассудительных желаний, нередко плачут и не дети по причинам, не много более основательным, но никто еще в таких слезах не нашел блаженства, хотя некоторые иногда и находят в них удовольствие.

Как же определить, какие плачущие находятся на пути к блаженству? Христос Спаситель ублажает нищих — не просто, но нищих духом (Лк.6:20). И когда, по сказанию Святого Луки, говорит: Блажени алчущии ныне: яко насытитеся (Лк.6:21), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее сказует Святой Матфей: Блажени алчущии и жаждущии правды (Мф.5:6). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что, при всем желании, видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию.

Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него, и сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: В печалях снеси тую вся дни живота твоего (Быт.3:17), когда сказал Еве: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя (ст.16).

Что Бог поступил в сем, как Праведный Судия, сие понятно само собою. А что Он поступил в сем и как Человеколюбивый Врач, сие требует изъяснения.

Христос Спаситель сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Оно есть в нас, конечно, не в полноте, как оно есть на Небе, но по крайней мере в начатке, когда живет в нас благодать Божия, когда вселяется Христос верою в сердца (Еф.3:17). По прямой с сим противоположности справедливо можно сказать, что и царство диавола, или, иначе, ад, и самый огнь гееннский не в полноте, а в начатке внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огнь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и жжет совесть (1Тим.4:2) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах разгорающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода, так для угашения неестественного огня греховного в душе нужны слезы покаяния. Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питии, употребляются горькие врачевства, так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы.

Впрочем, одни человеческие усилия и средства недостаточны для того, чтобы уврачевать душу человека, зараженную грехом, и угасить греховный огнь. И потому премудрость и милосердие Врача Небесного изобрели для сего собственное, легкое и совершенное врачевство — благодатную, осененную Духом воду святаго Крещения. Но поелику мы и по возрождении Крещением в новую чистую жизнь более или менее ниспадаем в греховную жизнь ветхого Адама, то и по Крещении необходимо для нас врачевство покаянных слез — и тем в больших приемах, чем бедственнее после исцеления болезнь, после восстановления падение, после благодати грех и зло.

Живущие в мире, занимающиеся мирскими делами, связанные мирскими обычаями могут усомниться, не есть ли указуемый Евангелием слезный путь некая особая стезя, не для них назначенная, или — если надобно и им коснуться ее, то как согласить сие с обыкновенным необходимым движением их жизни. Недоумение сие может быть разрешено примером. Давид был царь. Кто не знает, что жизнь царя более обременена многотрудными делами и наполнена многообразными занятиями, нежели жизнь частного человека? Но послушайте, что сказует о своей жизни царь Давид. Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7). Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). Видите, что и царь не чуждался слезного пути к блаженству и не находил неудобным или неприличным блистательную царскую жизнь соединить с жизнию смиренного кающегося. Владычествуя над людьми, праведный Давид не менее смиренных земли смирялся пред Богом. Днем видели его Израильтяне в царских подвигах и в царской славе, а ночью не видали его люди, но един Бог видел его, измывающего слезами ложе свое, то есть омывающего ими душу свою от праха суеты или нечистоты, падшего на нее в движении дня. Были дни, когда он разделял пиршественную трапезу с домашними и вельможами, и были дни и ночи, в которые слезы покаяния, умиления, любви к Богу, ревности по славе Божией были пищею души его. Впрочем, нет сомнения, что, сея слезами сокрушения, он радостию пожинал (Пс.125:5) благодатное утешение. Итак, не говори, что слезный путь не твой путь: это правый путь для всякого грешника и, следственно, для всякого человека на земле: вси бо согрешиша (Рим.3:23). Не говори, что трудно тебе ввести покаянную жизнь в обыкновенный необходимый образ твоей жизни: сия трудность не в существе вещей, но в твоей невнимательности, в твоем нестарании поставить духовное делание выше дел мира и плоти.

Из примера праведного Давида можно еще вывести заключение, которое и прежде нас вывел из примера Святых вообще Преподобный Исаак Сирин. Аще святии плакаху, и очеса их исполняхуся присно слез, дондеже от жития сего отъидоша: кто не имать плакати? Аще совершеннии и победоноснии плакашася зде: исполненный язв како стерпит умолчати от плача?

Спросит ли кто, как научиться душеполезному плачу? Такового предваряет ответом тот же Преподобный Исаак: Имеяй мертвеца своего пред собою лежаща, и сам себе умерщвленна зряй грехами, требует ли учения, киим помыслом употребит слез? Душа твоя умерщвлена грехами, и лежит пред тобою, яже лучша есть у тебе паче всего мира: и не требует ли плача?

Мир не любит плакать, когда не исторгает слез страсть или беда. Он любит веселие или смех. Спешит скачущею ногою достигнуть минутного блаженства. Кажется, он стремится теперь к такому совершенству суеты, чтобы совсем ничего не делать, а только забавляться. Столько занимаются увеселениями, столько говорят о них, и пишут и печатают, что непонятно, как людям не наскучит веселие, простираемое до пресыщения и утомления.

Знаете ли, думаете ли вы, куда ведет сей путь, к каким последствиям приближает сия все поглощающая страсть к увеселениям, к роскоши, к непрестанным чувственным наслаждениям? — Суд уже произнесен, и произнесен таким Судиею, Которого определения неизменны, потому что Он бесконечно праведен и вечен. Горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25). Это ныне, которое вы с такими усилиями наполняете обаяниями и мечтами, вскоре прейдет, обаяния и мечты исчезнут, и вы восплачете о расстройстве вашего внешнего благосостояния, о расстройстве здоровья, о расстройстве сил душевных и, что всего плачевнее, возрыдаете, наконец, о том, что не плакали кратковременными слезами покаяния и умиления, которые принесли бы вам вечное утешение, и что кратковременным веселием и смехом купили себе вечные, палящие слезы.

В час уединения и безмолвия вспомните иногда и примите к сердцу поучение Преподобного Макария Египетского. Братия, сказал он, станем плакать, доколе мы не пришли туда, где слезы опалять нас будут. Аминь.

Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. — Творения, т. 1 . Слова и речи

Источник: http://krestobogorodsky.ru/slovo-v-den-pamyati-svyatitelya-aleksiya-1853-god/

 

 

Наверх