Проповедь о самом проницательном Пророке

Проповедь о самом проницательном Пророке

Для чего вы мыслите худое
в сердцах ваших?

Мф. 9:4

Когда Господь [благо]изволил бросить укоризну фарисеям и книжникам, они в ту минуту никого не убили, не обманули, не ограбили. И не только это, но в то мгновение они даже не оскорбили никого словом. Почему же тогда Господь их упрекнул, если не сделали они никакого греха: ни делом, ни словом? – Потому они помыслили худое.

Злой помысел – это тоже грех. Это [то] великое новое, которое Христос приносит в мір. Ведь именно злой помысел – источный грех всякого порока, так как прежде греховного слова или дела человек впадает в прегрешение мысленное. Помысел – первопричина греха, все прочие грехи суть только следствия. Кто хочет истребить следствия, обязан искоренить первопричину. Кто намеревается остановить течение реки, должен иссушить ее истоки. Итак, пусть никто не оправдывается: я, дескать, не грешен, потому что никого не убил, не ограбил, не обесчестил и не оклеветал. Ведь мы исполнены помыслами убийств, грабежей, насилий и обманов! И если мы делом не учинили тот или иной грех, то это лишь плод милости Божией и внешних обстоятельств. Если бы Бог попустил и обстоятельства тому благоприятствовали, мы совершили бы все те грехи, о которых подумали. Змея ядовита не только когда укусит, но и когда не укусит, потому что носит яд в себе.

Следовательно, помысел – не только грех, но и источник греха, начало греха, семя и корень греха. Вот почему Господь, всевидящий и всеведущий, укорил помысливших злое: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

О Господи всевидящий и всеведущий, помоги нам очистить наше сердце и ум от злых помыслов, дабы тем самым и слова, и дела наши были чистыми. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.


Наверх