Причина неверия – греховная жизнь. (К неделе 10-й по Пятидесятнице, 1907 г.)

Причина неверия – греховная жизнь. (К неделе 10-й по Пятидесятнице, 1907 г.)

Когда человек заболеет, и болезнь начинает причинять ему невыносимые страдания, он начинает искать не временно облегчающих боли и страдания средств, а самый корень, самую причину болезни, чтоб её устранить и тем уничтожить болезнь совершенно. Когда начинается губительная зараза и охватывает целую страну, разумные люди советуют не довольствоваться лечением только отдельных людей, но уничтожать самые очаги заразы, – гнилые и нездоровые места, гнилые и зловонные ямы, гнилые и вредные источники воды или пищевые продукты.

В области духовной жизни людей повторяется нечто подобное. Бывают времена, когда людей охватывает какая-то зараза – нравственное расслабление и падение веры, А где нет веры, там нет жизни; где нет веры, там нет, и не может быть никакой деятельности. Где нет веры, там уныние и отчаяние, там застой, там, как в гнилой, стоячей воде, вместо жизни веет смертью, – там плесень, гниль, зловоние, т.е. пороки, преступления, злоба, ненависть и всякая нравственная мерзость. Не будет преувеличением сказать, что таково именно переживаемое нами время, время упадка веры, время проповеди всяких разрушительных учений, время печальное и страшное, когда господствует себялюбие, когда распространяются убийства, грабежи, взаимная неприязнь, когда жить становится так трудно, подчас невыносимо.

Евангельское чтение нынешнего воскресного дня (Мф. 17:14–23) даёт нам яркое изображение того, что даёт человеку вера, и что приносит ему неверие. К Иисусу Христу подошёл некоторый человек и, преклоняя пред Ним колени, просил и молил об исцелении его бесноватого больного сына. «Я приводил его, – сказал несчастный отец, – к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Господь испытал веру несчастного отца и сказал ему: если можешь веровать, то – «всё возможно верующему». «Верую, Господи, помоги моему неверию», – так воскликнул несчастный, и тотчас же увидел и плоды веры: Спаситель исцелил сына его. После ученики приступили к Иисусу наедине и спросили: «почему мы не могли исцелить больного?» Иисус же сказал им: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, – и она прейдёт, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род, т.е. бесовский, изгоняется только молитвой и постом».

Так, если бесы и тёмные силы ныне захватили всю жизнь людей, то изгонит их только вера, только молитва и пост, эти сильнейшие средства к приобретению веры и вместе – её плоды и последствия. Не удивляйтесь этому сочетанию: действительно, для получения веры нужна молитва, а для молитвы, в свою очередь, нужна вера. Таково вечное чудо человеческого духа, и это чудо воочию совершается над каждым из нас, совершается и в отдельном человеке, и в обществах людей.

Нужно уничтожить неверие, эту тяжкую болезнь духа, и возродить веру, эту вечную спасительную силу. Что же нужно сделать для этого?

Чтобы знать лекарство от болезни, надобно определить самый корень болезни, её основную причину. В чём же причина неверия?

Здесь опять мы стоим пред тем же духовным чудом. Знаем, что от неверия родится грех и всякая духовная нечистота. Но вместе знаем, что именно грех и нечистота, в свою очередь, сами порождают неверие. Неправда, что неверие происходит от высокой учёности, ибо истинная учёность только укрепляет веру, а не ослабляет её, тем более её не уничтожает. Мы знаем много людей высоко-учёных и вместе с тем не только верующих, но и проявленных святых и усердных служителей Церкви Божией. К неверию приводит полу-знание, горделивое невежество, которое почитает себя за учёность, так что от гордости, а не от учёности приходят к неверию. Далее, неправда, что неверие происходит от бедствий, страданий и лишений жизни, от людской несправедливости, ибо испытания жизни скорее укрепляют веру, а не ослабляют её. Людская же несправедливость, разочарование в людях заставляют ещё более искать утешения в Боге и ожидать иной земли, новой и совершенной, нового неба, где, по обетованию Божию, по учению Откровения, живёт вечная правда. Мы знаем много людей, жизнь которых была исполнена величайших бедствий, и вместе с тем горела ярким огнём веры. Вера их очищалась, как золото в горниле, укреплялась, как железо на огне; как удары молотильщика отделяют хлеб от соломы, так несчастья в таких людях отделяли в их душе всё ценное, высокое, святое, и отбрасывали всё ненужное, всё малоценное в очах Божиих. Только людей злых несчастья могут приводить к богохульству и неверию, так что здесь действует злоба, а не страдания жизни.

Причина неверия – в обоих случаях то гордость, то злоба, т.е. грех. Сначала грех входит в душу и оскверняет её; потом в ответ на упрёки совести он внушает человеку мысль самооправдания; воспламеняя нечистое желание, грех заставляет человека гнать всякие препятствия к исполнению желаний. Препятствия же – в религии и совести. Нужно устранить то и другое, – и человеку представляется, что он свободен, что путь к наслаждению ему открыт. А желание всё разгорается; грех издали представляется заманчивым; чем более препятствий, тем больше возгорается страсть, похоть, нечистое пожелание. И вот, человек внушает себе мысль, что греха нет, что всё дозволено, что религия ошибается, что совесть говорит неправду.

Не так ли согрешили первые люди в раю? Не повторяется ли эта история с каждым из нас? Не так ли сребролюбие постепенно пленяло душу Иуды и толкало его на предательство?

Но вот грех совершён. Он обманул человека: он вовсе не дал ему никакого наслаждения. После него осталась в душе какая-то неудовлетворённость, какая-то тяжесть.

И самая большая тяжесть – в упрёке и голосе совести. От неё не уйдёшь, не спрячешься. Она мучит душу, она указывает, на ответственность перед Богом; суд, стыд, ад, наказание... И опять человек, чтобы оправдаться, чтобы облегчить себя, успокоиться, – начинает уверять себя: и Бога нет, и совести нет, и суда не будет, и вечной жизни, ада и рая нет... Это уже состояние отчаяния и безумие, о котором древний пророк-псалмопевец говорит: «рече безумец в сердце своем: несть Бог»...

Если уже всё общество состоит из таких безумцев, или если эти безумцы не находят отпора в людях благоразумных и верных Богу и Его закону, – то что же удивительного, если вся жизнь кругом наполняется преступлениями и обращается в тот невыносимый ад на земле и при жизни, которого не хотят признать безумные неверы по смерти?

Побольше молитвы, побольше благочестия, побольше христианских добродетелей, побольше духа в жизни, – и тогда ослабеет неверие, этот бес немой и глухой, этот бес тьмы и всякого нечестия. Вера способна переставлять горы. По слову Христову, с нею ничего не будет для нас невозможного. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх