Права и обязанности. Сказано в церкви местечка Боржом, Тифлисской губернии. 1904 г.

Права и обязанности. Сказано в церкви местечка Боржом, Тифлисской губернии. 1904 г.

Трудно представить себе другое евангельское чтение, более соответствующее времени поста и покаяния и переживаемым нами настроениям среди нашего общества, чем то, которое мы сегодня слышали за литургией. Остановимся на нем вниманием.

Господь Иисус Христос – при конце Своего земного служения. Злоба врагов Его достигла высшей степени; близко время, когда злоба эта достигнет своей цели и предаст Божественного Учителя на смерть. Временными удалениями Иисуса Христа в пустынные места, как это было доселе, уже нельзя успокоить врагов; всякая попытка придти в Иерусалим уже видимо грозила Спасителю смертью, и об этом засвидетельствовали сами ученики Господа в ответ на высказанное Им желание идти в Иудею (Ин. 11:8). При таких-то обстоятельствах Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Он идет молча впереди, весь преисполненный ожиданием мук и смерти, а сзади за Ним следуют ученики Его, следуют со страхом, как замечает Евангелие. При таких-то обстоятельствах и происходит замечательный разговор Спасителя с учениками Своими. Он подзывает их и говорит: «Вот мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий предан будет в руки грешников, и поругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его, и убиен быв, в третий день воскреснет». В словах Спасителя слышится желание предохранить учеников от грядущего соблазна: пусть знают они, что совершенно ясно Учитель их предвидит страдания, что совершенно добровольно Он идет на эти страдания, что сила Божества Его все-таки восторжествует над спасенным миром.

Христос говорил о Своих страданиях и унижении, – а ученики помышляли о славе Его земного царства, которого они упорно ожидали, вопреки всем указаниям Господа. Мать сынов Зеведеевых, т. е. апостолов Иоанна и Иакова, а потом и сами они обращаются здесь к Спасителю с необычною просьбою: дай, чтоб один из нас сел по правую, а другой по левую сторону в царстве Твоем (Мк. 10). Так просят они, а другие апостолы негодуют на них, но не за то, что просьба их неуместна, а за то, что Иаков и Иоанн себе одним просят благ, на которые рассчитывают и прочие апостолы.

Все они глубоко заблуждались, думая, что царство Христа есть царство земное, и можно себе представить, как горько было на душе и сердце Спасителя, когда Он видел, что ближайшие Его ученики не понимали Его. И вот здесь-то Он и сказал им вечные слова: «Вы знаете, что князья владеют людьми и сильные господствуют над ними и благодетелями называются; у вас же пусть будет не так, но кто хочет быть из вас первый, да будет всем слуга, а кто хочет быть старшим между вами, пусть будет всем раб».

Вот содержание нынешнего евангельского чтения. Как оно применимо к переживаемому времени! Да, скажут: тут наставления царям и правителям. Нет, друг, это тебе наставление! Сказано: кто хочет, а мы-то больше всего этого и хотим... Не станем говорить о людях властных и сильных, так ли они понимают и исполняют свои высокие обязанности. Среди нас нет таковых властных; пусть же они сами и дадут ответ пред Богом, и не нам судить их, хотя, правду сказать, в наше время очень любят заниматься этими пересудами.

Посмотрим лучше на себя самих. Как часто в себе и в подобных нам людях мы видим именно то, что было в просьбе Иакова и Иоанна! Да, в наши дни уже не старшие, а младшие, подчиненные, часто совсем дети стремятся к властителъству, забывая о подчинении. Высоко было призвание апостолов, но Спаситель указал им на их обязанности в то время, как они помышляли только о правах. Но апостолы впоследствии уразумели свою ошибку и венцом мучеников доказали, что они усвоили и исполнили учение Христа. У нас не то. Спросите, чего мы больше хотим: прав или обязанностей? Но ведь на правах все ныне помешаны, и сознавать свои права, добиваться их во что бы то ни стало – и силою, и злобою, и преступлением и кровью – считается ныне признаком особого развития и умственной высоты. Естественно, при этом у других видят только обязанности, и одних обязанностей от них требуют, а себе приписывают одни права, чаще всего преувеличенные до безумия. И видим: рабочие хотят управлять хозяевами, ученики – учителями, младшие – старшими, а юнцы, которым нет и двух десятков лет, желают управлять всем царством и поучать Царя и правительство. Что значат эти бунты рабочих, грубости детей, волнение молодежи, беспорядки и возмущение против власти, грубость прислуги, высокомерное обсуживание действий начальников и старших? Вот главное зло нашей жизни и отступление от заветов Спасителя! С малых лет мы в наших детях развиваем неуважение к Церкви, к ее служителям, при них смеемся над всем высоким и начальственным. Что же мудреного, что они начинают свои грубости с родителей, переводят их потом на учителей, а потом гибнут навеки.

Посмотрите, сколько этих учащихся и подростающих детей здесь перед вами; можно подумать, что это местечко обращено в большую школу. Дети – надежда будущего. И хочется сказать этим детям, припоминая сегодняшнее Евангелие: Милые дети! Слышите ли, чему учит нас Спаситель? Нужно прежде всего помнить об обязанностях, а не о правах, – права придут сами собою. Помните, что жизнь не есть веселый и беспечальный праздник. Жизнь есть подвиг труда, терпения, страдания и смирения, и нужно миллион раз выслушать и исполнить чужую волю и чужое приказание, прежде чем исполнить волю свою. Горе тому, кто не умеет повиноваться: он недостоин права повелевать. Учитесь же в усердии, воспитывайтесь в смирении, запасайтесь уменьем повиноваться. Начиная от Спасителя, у всех великих работников царства Божия слава являлась после уничижения, воскресение – после страдания.

А нам взрослым урок: не уподобляться матери сынов Зеведеевых, не развивать в себе и в других чувств гордости и искания только власти и богатства: ведь если все будут искать этого, если все будут желать власти, то кто же будет повиноваться? Что было бы, если бы теперь войско не повиновалось в войне начальникам? Ведь тогда погибло бы государство. Точно так же погибнет вся жизнь, если в ней не хватает духа повиновения.

Но будем в повиновении искать и видеть не только силу и спасение жизни, не только исполнение заповеди Спасителя, но и высокое наслаждение. Не так давно один старец митрополит, чрез 50 лет высокой архиерейской власти, прибыл в тот монастырь, где он давно-давно был простым монахом и послушником, исполняя самые черные работы. Возведенный в самый высший сан митрополита, он принимал теперь этот монастырь в управление. Собрались монахи, ждали поучения. Старец-митрополит сказал: «Пятьдесят лет назад в этой обители нес я первые труды послушания. Как хорошо тогда мне было: все ясно, определенно все указано, ни за что не отвечаешь. Потом 50 лет я был архиереем и все приказывал, да наказывал. И вот, перед гробом говорю вам: лучше повиноваться, чем повелевать»...

Да, лучше повиноваться, чем повелевать!

И если теперь у нас нестроения в жизни, то причина одна: все желают повелевать, и никто не хочет повиноваться.

И если бы Бог восхотел наказать нас в теперешней войне, или в последующем мире: то это выразится именно в том, что мы забудем об обязанностях, и помнить будем только о правах...

Но ведь на таком основании никогда и нигде не строилась жизнь!

Пред нами образ Спасителя в нынешнем Евангелии, и слово Его: Он пришел не для того, чтоб Ему другие послужили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для избавления многих. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-2/4#note117_return

Наверх