Наша любовь к Богу проверяется за стенами храма. 29.07.2012

Наша любовь к Богу проверяется за стенами храма. 29.07.2012

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос по просьбе своих учеников насытил множество людей хлебами и рыбой. Евангелие говорит о пяти тысячах мужчин, которые были тогда насыщены Господом, не считая женщин и детей, поэтому точного числа людей мы не знаем. Господь насытил их пятью хлебами и двумя рыбами.

Это чудо умножения хлебов в пустыне напоминает нам о том, что Господь есть Податель всякого блага, Податель материальной и духовной пищи. Неслучайно всякий раз перед началом еды мы просим Господа, чтобы Он благословил трапезу, а по окончании трапезы мы благодарим Его за то, что Он насытил нас Своих земных благ и просим, чтобы Он не лишил нас Своего Небесного Царства.

Господь наш Иисус Христос есть Податель всякого блага, и пищу мы получаем именно от Него, даже если покупаем ее в магазине или готовим своими руками.

Но совершенно особым образом Господь подает нам Самого Себя как Хлеб, который дает жизнь вечную, подает нам Свою Святую Кровь как источник воды, текущей в жизнь вечную. И это чудо умножения хлебов неслучайно с самого начала бытия на земле Церкви Христовой воспринималось как образ и прообраз Святой Евхаристии, которую мы получаем из рук Самого Господа. Мы приносим изготовленный человеческими руками хлеб и вино, но Господь Своей Божественной силой претворяет их в Свое Животворящее Тело и Свою Честную Кровь, Которые питают не пять, не пятьдесят, не пятьсот тысяч, а миллионы людей по всему миру – тех, которым Сам Господь сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 48), «Я есть тот Источник воды живой, от которого будете вкушать и не возжаждете вовек» (См. Ин. 4:14). Святая Евхаристия есть источник духовных благ, который помогает нам во время нашей земной жизни, оставаясь в материальных телах, соединяться с Самим Господом.

Есть простой физический закон: когда человек принимает пищу, эта пища усваивается его организмом. Частицы этой пищи впитываются в плоть и кровь человека и становятся частью его собственной плоти. Когда человек принимает внутрь себя Божественный Хлеб — Тело Христово, то таинственным образом этот материальный хлеб соединяется с материальным телом человека и Тело Христово становится частицей нашего тела, а Кровь Христова – частью нашей крови. Это и есть то самое неизреченное и непостижимое уму соединение между Богом и человеком, которое возможно только в христианской Церкви и ради которого Господь пришел на землю.

Святые отцы говорят, что целью христианской жизни является обожение, то есть такое соединение человека с Богом, когда человек, оставаясь в своем материальном теле, оказывается пронизан присутствием Божиим и энергиями Божиими, когда человек, находясь на этой земле, живет жизнью горнего мира. Это происходит с нами в таинстве Святой Евхаристии. В этом таинстве мы соединяемся с Господом, и Господь начинает жить в нас, начинает изнутри нашего собственного тела питать нас Своим собственным Божественным Телом и напоять нас Своей Божественной Кровью, оживляя и оживотворяя наше человеческое естество, попаляя греховное начало, которое присутствует в каждом из нас. Это таинство является великим даром Божиим, но оно возлагает на нас большую ответственность за нашу жизнь, за наше поведение, за то, как мы относимся к Богу и людям.

Господь требует от нас, чтобы мы исполняли Его святые заповеди, чтобы мы жили по Его законам, чтобы Евангелие было для нас не просто книгой для чтения, а той книгой, с которой мы сверяли свою повседневную жизнь. И таинство Святой Евхаристии неразрывно связано с тем, что происходит после него и до него. Неслучайно Церковь призывает нас внимательно готовиться к принятию Святых Христовых Таин, очищать свое сердце через таинство исповеди, очищать свой ум через молитву и покаяние, через внимательное и сердечное участие в Божественной Евхаристии. Но Евхаристия связана и с тем, что происходит после того, как мы причастились, как услышали отпуст литургии и как вышли за пределы храма – ведь именно за пределами храма начинается то пространство, в котором мы должны проявлять свою христианскую любовь, свое христианское мужество и в котором мы должны действовать так, как подобает христианам. Если мы причащаемся Святых Христовых Таин, но жизнь наша не соответствует евангельскому идеалу, то тогда это таинство оказывается для нас, по слову апостола Павла, «в суд и во осуждение» (См. 1 Кор. 11: 28,29), подобно тому, как один из апостолов причастился на Тайной Вечере, но оказался недостоин этого священного дара. И всякий раз, когда мы приступаем к Святой Чаше, мы вспоминаем об этом бывшем апостоле и молимся том, чтобы никогда не впасть в его ошибки, не довести свою душу до той раздвоенности, которая привела его к предательству.

Наша любовь к Богу проверяется за стенами храма – где мы встречаемся с человеческим горем, с человеческой нуждой, с человеческим злом и коварством, где Господь призывает нас действовать так, как Он Сам действовал среди людей. В наших повседневных делах мы должны брать пример с Самого Господа, взирая на Него, как на тот образ, которому мы должны подражать.

Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, будем молиться о том, чтобы Господь давал нам силы быть добрыми христианами в этом мире, где христианские ценности многими людьми забыты, где евангельские заповеди многим людям неизвестны. Будем просить Господа о том, чтобы Он наполнял наши сердца той благодатью и той любовью, которая помогает нам нести наш жизненный крест, которая помогает нам во всех обстоятельствах жизни действовать так, как подобает христианину. Аминь».

Наверх