Мир душевный. Слово в день Сретения Господня. 1894 г.
Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
Чья душа не пожелала бы иметь у себя то сокровище, которое приобрёл блаженный старец Симеон? Кто не пожелал бы себе этого мира, с которым провёл Симеон свою долгую жизнь и теперь бестрепетно встречает и самую смерть? Мир душевный, мир совести, мир с Богом и людьми, мир с целым миром: вот к чему стремятся все люди, вот чего жаждет утомлённое сердце; находим ли этот мир, правильные ли средства употребляем для приобретения его, - это другой вопрос, но что все считают его благом, - это несомненно. Самая война имеет последней целью мир. Так смотрит на мир, как на высочайшее благо, и христианство. Божественный Основатель его для того и сошёл на землю, чтобы принести на неё мир; прощаясь с учениками, Он говорил им: «мир мой оставляю вам, мир мой даю вам».
Так смотрит на мир и святая Церковь, продолжательница дела Христова на земле. Прислушайтесь к её богослужению: начинается оно всегда призывом к миру: миром Господу помолимся; о свышнем мире; мир всем; станем святое возношение в мире приносити; наконец, с миром и изыдем из храма Божия.
Такое-то сокровище имел у себя Богоприимец Симеон. Поучимся у него, как приобрести и нам себе мир: путь к этому вожделенному счастью никому из нас не заграждён, особенно с пришествием Примирителя. Так, что в Ветхом Завете давалось только избраннейшему из избранных, то в Новом Завете даётся каждому сыну Церкви Христовой.
Но возвратимся к Симеону: чем приобрёл он себе мир душевный? Мало о нём сказано в Евангелии, но что сказано, то даёт нам вполне вразумительный ответ на поставленный вопрос: «И бе, - говорить святой евангелист, - человек во Иерусалиме; ему же имя Симеон; и человек сей праведен и благочестив, чая утехи израилевы, и Дух бе Свят в нем». Вот разгадка счастья Симеона. Приобрети его праведность, его благочестие, - ты привлечёшь к себе и Духа Святого, а вместе с Ним и мир души. Такой мир, которого нарушить ничто не может.
Что такое праведность? Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности по отношению к ближним. Праведным называется тот, кто отдаёт каждому свое, кто исполняет свой долг. Но были и есть многие, которые обладали такими свойствами и на них полагали всю свою надежду, чтобы сохранить мир с собою и ближними, и, однако, мир этот далёк был от них. Это потому, что они смотрели на праведность с точки зрения пользы: полезно быть праведным, ибо и другие исполнят свой долг по отношению к тебе, и вот путём взаимной праведности должен получаться мир и общее счастье. Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовали одно озлобление. Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога; благоговей пред Ним; люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение и даёт душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении её ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твоё добро тебе и отвечают злом, то мира души тебя не лишают, потому что добро творил ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу, и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже и в том случае, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нём, имеет нравственную цену и может быть названа прочною... Она тогда привлечёт к тебе Духа Святого. А Дух Святой оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст душе такой мир, которого не нарушать никакие земные беды и напасти. Таковы были мученики христианские, которые шли на костры в радости и веселии духа; таков был, например, знаменитый Иоанн Златоуст, который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окружённый врагами, предавая дух свой, воскликнул: «Слава Богу за все!» В Ветхом Завете редки были Симеоны, в Новом же Завете, после обильного ниспослания на верующих благодати Святого Духа, таких счастливцев было много; это счастье не отнято и от нас.
Будем праведны, будем благочестивы: тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами, мир всем» не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем бестрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 59-62.