Проповеди на праздники:

Храм – училище любви и единения. Поучение на притчу о Господе Сеятеле, по случаю закладки храма в предместье г. Тифлиса – Нахаловке, при священнослужении экзарха Грузии. В Нахаловке свила себе гнездо пропаганда соц.-демократ. и сектантская. 10.10.1904

Храм – училище любви и единения. Поучение на притчу о Господе Сеятеле, по случаю закладки храма в предместье г. Тифлиса – Нахаловке, при священнослужении экзарха Грузии. В Нахаловке свила себе гнездо пропаганда соц.-демократ. и сектантская. 10.10.1904

Вот вышел сeятель сеять...

Святая Церковь, братие, сегодня поучает нас чтением притчи Спасителя о сеятеле. Глубоко поучительна для нас эта притча, столь простая и ясная. Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, одно зерно упало при дороге и было потоптано птицами; другое упало на камень, чуть-чуть покрытый землею; оно быстро взошло, но, не имея корня, скоро увяло, засохло от солнца и не принесло плода; иное же упало в терновник, и взошел терновник и подавил семя; а иное упало на доброй земле и принесло плод сторичный (Мф. 12; Лк. 8).

В Евангелии мы слышали, как Спаситель объяснил ученикам Своим эту притчу. Сеятель – это Сам Господь Иисус, наш Божественный Учитель; семя – это слово Божие; дорога, камень, терновник, добрая земля – это души людские, которые различно принимают слово Божие: одни сейчас же все забывают, и слово Божие в этих душах и сердцах совсем не принимается и не растет, как семя на дороге; другие принимают слово Божие, но скоро при первом искушении забывают его и оставляют, потому что не имеют в себе глубины и корня, настойчивости, постоянства и усердия; у иных же рядом с словом Божиим живут и действуют пороки, страсти, которые, как терновник семя, заглушают рост слова Божия и не дают ему принести плод; а у иных на доброй душе при усердии и терпении и постоянстве слово Божие приносит богатый урожай и плод веры, молитвы, добрых дел.

Вот притча. Ее закончил Господь наш возглашением: «имеющий уши слышать, пусть слышит!»

Желаем ли мы, братие, слышать и знать слово Божие, это святое семя жизни вечной и счастья вечного? Без сомнения, желаем; мы научены Спасителем: «Блажени слышащии слово Божие и творяще е» (Лк. 11:28). Мы знаем, что если не посеешь на пашне, то она или останется пустынною, дикою, или покроется вместо хлеба дурными и сорными травами; душа наша – пашня; если не посеешь на ней семени слова Божия, то она или будет пустою, дикою, ничего не знающею, или чаще всего она зарастет дурными мыслями и неправильными понятиями, дурными чувствами, дурными пожеланиями.

Вот почему с чувством глубокой и живейшей радости наш архипастырь поспешил приветствовать и благословить молитвою ваше намерение, братие, поскорее иметь в этой местности обширный и для всех доступный храм, это святое место сеяния слова Божия. Выше всяких самых высших школ, выше и нужнее всякого какого угодно ученого и благотворительного учреждения – храм Божий. Кто устроил храм, тот сотворил дело, самое угодное для Бога и самое нужное для людей. Это ведь лучшая школа для людей, где они поучаются молитве, единомыслию, союзу веры и любви, где они получают неисчерпаемые посевы небесных истин в души и сердца; это – врачебница душ от грехов; это – самое высокое благотворение для людей, ибо что выше и дороже вечного cпасения? А оно-то и подается чрез таинства святые в храмах Божиих. Мы знаем, далее, что в нравственной жизни выше всего Господь завещал Своим последователям любовь между собою. Он сказал: потому и узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Но для укрепления любви нужно собираться вместе, нужно иметь что-либо высокое и святое для всеобщего объединения; все это и дает храм; здесь едина у всех вера, едино крещение, едина истина, единые таинства, един Бог и Отец всех (Еф. 4:4).

Не напрасно поэтому, если враги задумывают погубить нас, то они прежде всего захотятъ разделить нас и лишить общего дома Божия, т. е. храма Божия. Когда на дворе темно и холодно, тогда-то мы и постигаем всю цену своего дома, своего теплого и светлого уголка, где мы с родными и милыми сердцу проводим жизнь безопасную и спокойную, хотя бы за стенами дома ревела и бушевала буря. Теперь именно и переживаем мы такое время, когда нас, православных, хотят разделить и лишить нас согревающего и спасающего нас дома Божия. Воистину, кругом нас будет страшная буря.

Среди здешнего населения, вы сами знаете, есть, по выражению апостола, братья, безчинно ходящие (2 Сол. 3:6). Давно о них говорил св. апостол: они оскверняют плоть, они восстают на высокие власти, отвергают начальства, они обещают всяческую свободу; они зовут к бунтам и изменам; это облака, которые шумят, но не дадут живительного дождя; это деревья дважды умершие, бесплодные; уста их произносят надутые слова – и только. Так их изображает св. апостол (Иуд. 1 гл.), и вы сразу узнаете их по этому изображению. Они-то прежде всего идут против всего святого, религиозного, для них и храм Божий не нужен и ненавистен; они поэтому и верующих чад Церкви хотят отторгнуть от Церкви и храма.

Есть и другие враги наши духовные в этой местности. И о них давно сказал св. апостол свое осуждающее слово. Это отделившиеся от Церкви непокоривые и своим умом прельщенные, помешавшиеся на своей гордости сектанты, которыми, по слову того же апостола, надлежит уста заграждати (Тит. 1:10). И от них вы услышите укоризненные слова о храме, и они не хотят видеть здесь дома Божия...

Берегите же, братие, ваше духовное сокровище, святой храм, место сеяния Слова Божия! Старайтесь сплотиться, соединиться вместе крепко-накрепко, не жалейте ни средств, ни усердия, чтобы создать себе и своим детям согревающий и освещающий дом, дом Божий, где вы можете укрепиться от житейских бурь, от духовного холода, от духовной тьмы.

Все, все сделает единодушие, и с благословением архипастыря на закладку вашего храма Божие благословение низойдет и на это дело и на все дела рук ваших. Как крепость спешно и усердно укрепляют в виду врагов, как дом спешно возводят в виду холодного времени: так и храм, эту духовную крепость нашу и спасительный дом, возводите вы скоро, усердно и успешно в виду духовных врагов нашей веры, в виду холодности в церкви, которую хотят везде распространить враги нашего святого отцепреданного православия.

Когда же воздвигнется здесь храм Господень, тогда мы можем с особым смыслом и с особым чувством сказать словами ныне слышанного евангелия: «Се изыде сеяй да сеет». И дай вам, Господи, воспринимать семя Слова Божия на добрые души, с упованием на плод духовный, плод веры, молитвы, святости и вечного спасения!

Имеяй уши слышати, да слышит! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх