Cлово в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Новодевичьем монастыре, 10.08.2009 г.

Cлово в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Новодевичьем монастыре, 10.08.2009 г.

Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе владыка Ювеналий, дорогие владыки, всечестные отцы, матушка игумения, сестры, дорогие братья и сестры!

Для меня сегодня особенно радостный день, потому что, действительно, в течение почти 25 лет, будучи правящим архиереем Смоленской епархии, в этот день с епископатом, множеством клира, народа, духовенства я прославлял имя Божие на Смоленской земле. Конечно, мыслью сегодня я простираюсь и к Смоленскому собору в городе Смоленске, к чудотворному образу, перед которым молилось русское воинство перед битвой на Куликовом поле.

Но сегодня я присутствую здесь, потому что Новодевичий монастырь с его Смоленским собором, с чудными иконами является святыней Первопрестольного града нашего. Этот монастырь был построен в честь освобождения города Смоленска от литовцев. На этом самом месте провожали Смоленский образ Пречистой «Одигитрия» тогда, когда во избежание поругания от литовцев он был на некоторое время перенесен в Москву, а потом, по слезной просьбе смоленского епископа Мисаила, был возвращен в землю Смоленскую. Тогда сюда, на это Новодевичье поле, пришли москвичи и со слезами провожали Пречистую. Вот такая глубинная связь между городом Смоленском, где я провел почти 25 лет своей жизни, и этим дивными монастырем, посвященным Смоленской иконе Божией Матери, само основание которого связано с освобождением города Смоленска. И потому сегодня особой была моя молитва о граде нашем, о стране нашей, чтобы никогда и ни при каких условиях враг не ступал на нашу землю, чтобы никогда и ни при каких условиях не приходилось спасать наши святыни. Но, может быть, более  всего всем нам нужно молиться о том, чтобы никогда, ни при каких условиях мы сами не разрушали наши святыни, не разрушали наши храмы и монастыри.

Сегодня удивительное апостольское послание: апостол Павел говорит об уничижении Спасителя. Он говорит о том, что Господь принял образ раба, сошел даже до смерти, и смерти крестной, и что в ответ на это уничижение Бог превознес Его и соделал Его имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (см. Флп. 2, 7-10).

Это апостольское чтение совпадает с празднованием Смоленской иконы Божией Матери в этом году, и удивительные возникают параллели. Некоторые христиане не почитают Божией Матери, ссылаясь на то, что о Ней очень мало сказано в Священном Писании, и не понимая глубинного смысла того, как Божия Матерь Мария, подобно Своему Сыну, уничижила Себя, настолько Ее жизнь растворялась в жизни Ее Сына. Она вся соединилась с Сыном, Ее жизнь стала жизнью Сына. Понимая это и говоря о жизни Спасителя, мы одновременно должны преклоняться перед этим подвигом Царицы Небесной, подвигом смирения. О Ней Евангелие говорит действительно совсем мало. Особо — когда Она попросила о бедных людях, праздновавших свадьбу в Кане Галилейской, когда стояла у Креста и Господь усыновил Ей Своего возлюбленного ученика.

Мы знаем о рождении Его, и тогда то же Евангелие повествует о Деве Марии, но Она всегда как бы на втором плане, Она всегда уступает место Своему Сыну, и это не специальный подход евангелистов к евангельским событиям, а это отображение истины, реальности, того, что Дева Мария была смиренной, кротко служащей Своему Божественному Сыну.

Как нам не хватает в жизни этого смирения! Когда мы взираем на образ Спасителя, особенно восседающего на троне, нам Он представляется как Царь, Вседержитель. Нам трудно представить себе все смирение и всю простоту Богочеловека, простого плотника, Который ходил по этим пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, разделяя пищу и с рыбаками, Своими апостолами, мытарями, с грешниками.  Он ничем не брезговал, ничего не чурался. Он был там среди человеческого страдания, и Его Пречистая Матерь была там вместе с Ним. Но насколько же этот образ Спасителя и Его Матери расходится с образом современного преуспевающего человека, который так устремлен к своему успеху, богатству, славе, власти!

Когда мы в праздник Божией Матери склоняемся перед Ее образом, нам предстоит Царица Небесная во славе. И нам трудно представить, насколько она была проста, насколько уничижена, но ведь именно такой образ Пречистой и есть Ее подлинный образ. И даже сегодня, во славе предстоя Сыну Своему, Она в смирении предстоит Ему. Потому и слышит Она молитвы всех, кто алчет, кто жаждет, страдает, кто болеет, кто просто нуждается в помощи. Она слышит эту молитву и возносит ее к Престолу Сына Своего.

Вот почему так почитается Царица Небесная.  Вот почему так много образов написано в Ее память. Вот почему такое большое количество праздников — потому что Она, будучи Царицей неба и земли, Матерью Сына Божия, явила нам пример той жизни, которая должна стать и нашей жизнью. Она открыла нам силу смирения и кротости, Она помогает нам понять смысл человеческой жизни. Она помогает нам усвоить божественную систему ценностей, воспринимая которую человек только и может обладать полнотой жизни — жизнью с избытком, как говорит апостол Иоанн, счастьем человеческим.

Будем просить Царицу Небесную, чтобы Она открывала наши духовные очи, зрение, видение подлинных христианских ценностей бытия, чтобы Она нам помогала устраивать жизнь не по законам суетного мира, а по Божественному закону. Будем просить Ее, чтобы в своих молитвах Она никогда не оставляла нас и в наших скромных личных человеческих проблемах и делах, чтобы Она не оставляла Покровом Своим всю Русь историческую, Церковь нашу, укрепляя каждого, кто обращается к Ней с верой и надеждой на пути спасения. Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/716837.html

Наверх