При погребении ученика 3-го класса гимназии Бориса Челенко. 1892 г.

При погребении ученика 3-го класса гимназии Бориса Челенко. 1892 г.

Человек, яко трава; дни его, яко цвет сельный: тако отцветет; яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего.

Много раз слышали мы это в церкви при богослужении, не один раз говорили и настоятельно напоминали про эти уроки, преподаваемые вам и в классах, и здесь, во храме, с высоты сего священного места. И вот вам наглядный пример: человек, как трава, его дни, как цветок полевой; придёт к нему смерть, как неожиданный в поле ветер, сокроет его могила, и потом не узнать и места его! Да, не одна старость с неизбежными болезнями и страданиями, не одни войны, мор, голод, не потоп один, огонь молнии, или другие какие-либо незначительные обстоятельства несут смерть и могилу: нет, и среди другой обстановки, в молодые годы, в чертогах, среди тихой, беззаботной жизни, и правильной и разумной, и при видимой крепости сил телесных и при других благоприятных условиях может раздаться голос: «Жених грядет. Выходите на встречу!» (Мф. 25, 6). И блаженны рабы те, которых найдёт Господь готовыми; блаженны девы те, разумные, предусмотрительные, которые ожидали Его пришествия!

Вот и этот почивший отрок: жить бы ему да жить, а между тем ничто не удержало его и не избавило от смерти: ни молодой возраст, ни видимая живость, подвижность - признаки здоровья, ни любовь и попечения, которыми он быль окружён в семье, ни усилия человеческого искусства. Пришёл час печальный и гость неожиданный: и до последних минут жизни даже родители не верили в возможность и необходимость рокового исхода.

Но блаженно шествие его в горнее отечество! И смерть его не один только урок даёт нам, не одно напоминание о близости смерти, о возможности для каждого из нас неожиданно переселиться в другой мир. Смерть его учит нас и как нужно готовиться к смерти, как достойно жить и как по-христиански умереть.

Почивший был хороший ученик, но ещё более он быль хороший христианин. Это был религиозный, верующий мальчик. Оттого-то и до болезни, и во время болезни своей он расположил себя так, что смерть является для него ныне радостью о Христе, несёт с собой счастливую уверенность в блаженстве вечном, а не страх пред грядущим судом. Как человек, в мире живущий и плоть носящий, он не был, разумеется, совершенно чужд греха; но он внимательно следил за собой, за своим нравственным состоянием, вспоминая старательно все, что делало душу и сердце его нечистыми пред Богом: за то и исповедовался он так, как редко приходится видеть духовному отцу. Советы, которые давались ему для усовершенствования нравственного, он выполнял не как советы, а как непреложные приказания. Конец венчает дело: последние дни жизни показывают, какова была эта жизнь. Так при закате солнца можно хвалить день, по созрелым плодам можно судить о достоинстве дерева. Да, последние дни жизни этого усопшего отрока назидательны и поучительны. Дни его болезни были беспрерывной молитвой к Богу. Он, по слову апостола, желал со Христом быти, и душа его стремилась к Богу, как лань стремится к источникам водным. Он умер с верою и надеждою, умер примирённый со своей совестью, напутствованный покаянием и принятием Таин Христовых. Тяжело родителям хоронить сына, тяжело и нам всем стоять у этого гроба, над этим безвременно покидающим мир отроком. Но мы, зная его добрую кончину, уверены, что он счастлив, он будет там, где дай Бог быть каждому из нас. Помолимся же усердно об упокоении души его, а уроки, вынесенные нами из краткого знакомства с его жизнью и смертью, запомним и постараемся осуществить в своей жизни. Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 47-49.

Наверх